В России заявили, что в межправительственных соглашениях по нефти Минска и Москвы речь идет не о гарантированных объемах поставки топлива, а о технологических возможностях резервирования и доставки. Таким образом, белорусский президент Александр Лукашенко, который грозит России откачкой технологической нефти из-за недопоставок российского топлива, выдает желаемое за действительное. Чтобы получить необходимое количество нефти, белорусам надо купить ее у российских компаний, заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН.
Ранее Александр Лукашенко отметил, что Россия поставила Белоруссии четверть месячного объема нефти, предусмотренного в межправительственном соглашении. Минск констатировал недопоставку 1,5 млн тонн топлива. По словам белорусского лидера, если ситуация не изменится, страна начнет забор из транзитной трубы.
Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский признал, что Минск, шантажируя Москву отбором технической нефти из трубопровода, все еще не приступил к массовым закупкам российского, да и вообще никакого жидкого углеводородного сырья. Политолог назвал причину заявлений Лукашенко.
«Мне бы не хотелось полемизировать ни с экспертами-нефтяниками, ни с руководителем республики по вопросам терминологии. Поэтому я ограничусь кратким замечанием: индикативный баланс, на который ссылается белорусская сторона, это объём сырой нефти, зарезервированной в России по заявке концерна “Белнефтехим”. В период с 2017 года по 2024 год этот объём постоянный — 24 миллиона тонн сырой нефти. Беларуси остаётся только заплатить, и забрать товар. Любой из нас с этим сталкивается, когда просит отложить в магазине понравившуюся вещь. “Подождите, я съезжу за деньгами”. Не приехал с деньгами — вещь ушла. С нефтью для Беларуси всё точно так же. На сегодняшний день белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке поддерживаются в минимальном рабочем состоянии только благодаря договорам с нефтяными компаниями Гуцериева. Они поставляют нефть на пределе своих возможностей – около 200 тысяч тонн за первую половину февраля. Может, к концу месяца дойдут до 450 тысяч тонн. Цена от остальных возможных российских трейдеров белорусов не устраивает. Вероятно, есть жесткое требование президента Лукашенко по поводу уровня цены. И директива возобладала над переговорным процессом. «Роснефть», «Татнефть» могут предлагать более высокую цену и тоже стоять на своём. Тем временем их нефть спокойно течёт себе на запад через балтийские порты. Переговоры зашли в тупик. Искусством заключать сделки здесь и не пахнет. Но и Стокгольмским арбитражем тоже. Торопиться не надо», — считает Александр Зимовский.
Политолог также пояснил в эфире НСН, что для обеспечения бесперебойной работы своих НПЗ Минск должен где-то купить и оплатить 24 млн тонн нефти в год. Её происхождение никого не интересует. Он назвал «игрой в слова» споры об объемах поставок нефти.
«Сейчас идет игра словами – что понимать под “поставками”? Сама Беларусь добывает до 1,6 млн нефти, которые в полном объеме экспортируются и продаются по мировым ценам. Остается 18 млн тонн, которые покупали, я подчёркиваю, покупали в России по цене здорово ниже рынка белорусские НПЗ. И перегоняли, производя бензин-керосин и солярку. Их Минск продает за рубеж, значительно пополняя бюджет. Продавал, по крайней мере. Что до собственных нужд Беларуси, то ей и одного НПЗ за глаза хватает для переработки нефти, ориентированной на внутренний рынок», — пояснил политолог.
Александр Зимовский также предположил, что, возможно, решение проблемы о правах собственности на содержимое нефтяной трубы на территории Белоруссии из юридической плоскости перейдёт в плоскость обеспечения физической защиты нефтепровода и его содержимого.
«Конечно, до этого не дойдёт, и ЧВК для охраны спорной нефти стороны нанимать и отряжать не станут, как не станут и уподобляться “расхитителям социалистической собственности”. Не хотелось бы, во всяком случае. Удивительно другое — Беларусь методично, с упорством, достойным лучшего применения, рушит свою международную репутацию высококлассного транзитёра. Репутация, которую белорусы зарабатывали почти полвека, сейчас будет спущена в трубу. И не в нефтяную, а в фановую», — предположил эксперт.
Ранее замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в интервью НСН рассказал, какое предложение получила Белоруссия от России по новым ценам на нефть и напомнил, откуда появились надежды Минска на покупку российского топлива на льготных условиях.