Несколько дней тому в возрасте 92 лет скончался Пол Волкер, один из столпов и важнейших людей в истории американской кредитно-денежной политики. Волкер известен повышением процентных ставок до 20% в июне 1981 г. – самого высокого уровня со времен Гражданской войны в США.
Его действиям часто приписывают завершение великой инфляции 1970-х и подготовку почвы для экономики Рейгана в 1980-х (хотя его заоблачные ставки поначалу чуть не обвалили экономику).
Волкер убил инфляцию не сразу – понадобилось еще несколько лет, чтобы положить ей конец, но ставки больше никогда не были такими высокими.
Волкер обладал глубоким пониманием инфляции и выступал против отмены золотого стандарта в 1971 г.
Он присутствовал в резиденции Кэмп-Дэвид, когда Никсон принял решение закрыть золотое окно. Фактически он был одним из главных стратегов этого шага.
Предполагают, будто Никсон и его команда намеревались навсегда отвязать доллар от золота. Но это не так.
На самом деле Никсон говорил – и Пол Волкер подтвердил это в нашей с ним беседе, – что они не думали, что США навсегда отказываются от золотого стандарта.
Никсон и другие ответственные за решение считали это временной приостановкой до тех пор, пока основные мировые силы не соберутся, не перепишут систему и не вернутся к золотому стандарту с намного более высокой ценой золота (тогда она была зафиксирована на уровне $35/унция).
Волкер понимал, что перед восстановлением золотого стандарта необходимо откорректировать цену золота. Он знал, что после печатания денег для финансирования войны во Вьетнаме и «Великого общества» в 1960-х цена золота должна быть выше.
Другими словами, Волкер знал, что США должны избежать ошибки, сделанной в 1925 г. Уинстоном Черчиллем, в то время канцлером Казначейства Великобритании.
Черчилль хотел вернуть цену золота (в фунтах стерлингов) к довоенному паритету. Он считал, что обязан так поступить.
Но он пренебрег печатанием денег для финансирования войны. Требовалась более высокая цена золота, чтобы отразить произошедшую инфляцию. Установление слишком низкой цены золота означало крайнюю дефляцию.
И именно это произошло. Черчилль зафиксировал золото по довоенной стоимости.
Отказавшись устанавливать более высокую цену золота (опять же, в фунтах стерлингов), Черчилль фактически в два раза сократил денежную массу. В результате Великобритания погрузилась в депрессию.
Тогда как остальной мир вошел в депрессию в 1929 г., в Великобритании она началась в 1926 г. Другими словами, решение Черчилля погрузило Великобританию в депрессию на три года раньше остального мира.
Правильно было бы вернуться к золотому стандарту с более высокой ценой золота в фунтах стерлингов. Выбор неправильной цены стал одним из факторов великой депрессии.
Таким образом, в 1971 г. Волкер осознавал, что необходимо зафиксировать более высокую цену золота, чтобы отразить печатание денег, происходившее в предыдущие годы. Иначе дело могло обернуться серьезными последствиями.
Конечно, все это чисто теоретически, потому что США так и не открыли вновь золотое окно. И 1970-е определенно были отмечены инфляцией, а не дефляцией.
Большинство людей не знают, насколько близко США подошли к гиперинфляции в конце 1970-х и насколько близок был мир к потере доверия доллару.
В 1977 г. США пришлось выпустить государственные облигации, деноминированные в швейцарских франках, потому что никто не хотел долларов, по крайней мере по тем процентным ставкам, какие готово было платить Казначейство США.
Данные облигации называли облигациями Картера.
Неудивительно, что экономическая трясина конца 1970-х стоила Картеру переизбрания. К моменту вступления Рейгана в должность инфляция составляла 14-15%.
Многие забывают, что Волкера назначил не Рейган, а Картер. Он начал повышать ставки сразу, хотя они поднялись до 20% только при Рейгане.
Крайние процентные ставки Волкера способствовали вхождению экономики в рецессию, сначала в середине 1980 г., а затем еще раз в 1982 г.
Хотя Волкер пользовался поддержкой Рейгана, многие в Республиканской партии хотели заменить его более услужливым председателем Федеральной резервной системы (ФРС). Так что Волкер в то время был не слишком популярен.
Но он знал, что доллар, в конечном счете, держится на доверии, и он был твердо намерен это доверие восстановить.
Волкер обуздал инфляцию, вернувшуюся в 1983 г. примерно к 3% после достижения пика около 15% в 1980 году. Доллар укрепился, экономика восстановилась, и начался один из величайших бычьих рынков акций в истории.
Таким образом, Пол Волкер остается одним из важнейших председателей ФРС за всю историю.