Военно-воздушные силы Турции (60 тыс. человек) являются самостоятельным видом национальных вооруженных сил. Они включают в себя военную авиацию и силы ПВО и предназначены для решения следующих основных задач: завоевания и удержания господства в воздухе; обеспечения ПВО страны и войск (сил флота); изоляции района боевых действий; авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС; ведения воздушной разведки в интересах всех видов ВС; осуществления выброски воздушных десантов и обеспечения воздушных транспортных перевозок. При этом турецкие ВВС могут действовать как самостоятельно, так и в составе группировок объединенных ВВС НАТО (вот сейчас смешно было, да?)
Руководство ВВС осуществляет командующий через свой штаб, находящийся в Анкаре. Организационно турецкие ВВС включают в себя четыре командования, в состав которых входят авиабазы. Это – 1-е и 2-е Тактические авиационные командования (ТАК), Учебное командование и Командование тыла ВВС. Кроме того, имеются отдельная авиабаза заправочной авиации и две отдельные транспортные авиабазы. Штаб 1-го ТАК находится в Эскишехире на западе Турции, штаб 2-го ТАК – в Диярбакыре на юго-востоке страны. Самолеты и вертолеты размещены на десяти основных авиабазах (всего в Турции имеется 34 аэродрома). Боевая авиация состоит из 21 эскадрильи: истребительно-бомбардировочных – 8 (160 самолетов), истребительных ПВО – 7 (139 самолетов), разведывательных – 2 (38 самолетов), учебно-боевых – 4 (83 самолета). Вспомогательная авиация насчитывает 9 эскадрилий: транспортных – 5, самолетов-заправщиков – 1, учебных – 3.
Наиболее мощная авиационная группировка (1-е ТАК) развернута в Западной Анатолии – 5 авиационных баз и 1 зенитная ракетная база.
На вооружении ВВС состоит 430 боевых самолетов. В их числе тактические истребители F-16C/D, F-4E, NF-5A/B, самолеты ДРЛО и управления «Боинг-737-700 и самолеты радиоэлектронной разведки и РЭБ «Гольфстрим», CN-235 и С-130В. Кроме того, 178 боевых самолетов находятся в резерве.
Вспомогательная авиация представлена 94 военно-транспортными и 168 учебными самолетами, 7 самолетами-заправщиками. Вертолетная авиация имеет на вооружении 50 многоцелевых и транспортных вертолетов. Кроме того, армейская авиация имеет на вооружении 54 ударных вертолета. Имеется также несколько десятков беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных типов, в том числе национального производства.
Основу боевой мощи турецких ВВС составляют тактические истребители четвертого поколения типа F-16, полученные из США или собранные по лицензии на местном авиазаводе. Все эти машины неоднократно модернизировались. Командование турецкой авиации считает, что последняя программа модернизации истребителей F-16 «дала им самые передовые технологии, теперь наши ВВС обладают ещё более высокими оперативными возможностями». Истребители оснащены новым радиолокатором AN/APG-69(V)9, цветными дисплеями, новыми компьютерными системами, системой нашлемного целеуказания, новой системой идентификации «свой-чужой», а также получили новую систему навигации и современные средства радиоэлектронной борьбы. Увеличен спектр используемого вооружения. Неоднократно модернизировались и тактические истребители типа F-4 и F-5, но на сегодняшний день эти машины устарели и требуют замены на новые модели. Причем самолеты F-5 используются в основном как учебно-боевые.
Турция являлась одним из девяти участников программы создания многофункционального истребителя пятого поколения F-35. Анкара планировала приобрести 100 самолетов этого типа. Турецкие предприятия получили серьезные заказы в качестве субподрядчиков в программе производства истребителей F-35. Однако из-за закупки в России ЗРС С-400 США заявили об исключении турок из этого проекта и не стали поставлять заказанные Анкарой самолеты.
Ведутся работы по созданию собственного истребителя TF-X 5-го поколения. Однако реализуемость этого проекта вызывает сомнения. На данный момент остается неясным, каковы варианты закупок Турцией новых современных истребителей. Обновляется парк военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации. На вооружение ВВС поступают более современные образцы авиационного оружия, в том числе национальной разработки.
Турецкая авиация принимает самое активное участие в борьбе с боевиками сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, признана в Турции террористической организацией). При этом самолеты, вертолеты и беспилотники действуют не только над своей территорией на юго-востоке страны, но и в воздушном пространстве Северного Ирака.
Со времени начала в 2011 г. вооруженного конфликта в Сирии турецкие самолеты патрулируют воздушное пространство на границе с соседней страной и в приграничном воздушном пространстве САР. Турецкие самолеты совместно с ВВС западной коалиции во главе с США участвовали в налетах на боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ) на севере Сирии. Самое активное участие ВВС принимали и в трансграничных операциях турецкой армии на сирийской территории. Исключением не стала и новая операция ВС Турции «Источник мира», начавшаяся 9 октября с. г. на севере Сирии к востоку от Евфрата.
Турецкие военные самолеты регулярно нарушают воздушное пространство над греческими островами в Эгейском море.
Важное значение командование ВВС придает оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей, подразделений и штабов всех уровней, которая носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня обучения личного состава авиации, а также зенитных ракетных и радиотехнических частей и подразделений. Основными формами ОБП являются командно-штабные учения и штабные тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования. Национальные ВВС регулярно участвую в учениях военно-воздушных сил стран НАТО. Регулярно проводятся совместные учения ВВС Турции и Азербайджана. В последнее время значительное внимание стало уделяться подготовке личного состава авиационных подразделений поисково-спасательной службы.
По мнению зарубежных военных экспертов, по своей профессиональной подготовке и количеству летных часов (в том числе в горных условиях и на низких высотах) пилоты турецких ВВС являлись одними из наиболее подготовленных в ВВС блока НАТО. В то же время репрессии против военнослужащих турецкий вооруженных сил после неудачной попытки военного переворота летом 2016 г., затронувшие личный состав, в том числе летный, авиации, привели к некоторому снижению уровня подготовки ВВС.
Противовоздушная оборона Турции является составной частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе. На вооружении сил ПВО (в составе ВВС и армейской) состоит 92 ПУ устаревших, хотя и модернизированных ЗУР среднего радиуса действия «Найк-Геркулес», 8 батарей (48 ПУ) ЗРК «Усовершенствованный ХОК», 86 ЗРК ближнего действия «Рапира», 32 ЗРК «Атылган», 108 ПЗРК «Стингер», до 700 орудий зенитной артиллерии. Имеется разветвленная сеть радиолокационных постов, позволяющая обнаруживать воздушные цели на различных дальностях и высотах.
Большое внимание командование ВВС Турции уделяет поддержанию высокой боеготовности системы ПВО. В ходе ежегодных учений «Мавиок» и «Сарп» проверяется уровень готовности авиации и наземных сил ПВО к отражению возможных авиаударов вероятного противника с западного, южного и восточного направления.
Военно-политическое руководство страны принимает меры по созданию современной эффективной системы ПВО/ПРО, которая позволит Турции значительно увеличить зону контроля воздушного пространства по периметру национальных границ и существенно повысить возможности по борьбе с современными средствами воздушного нападения. Для дальнейшего наращивания боевых возможностей национальной ПВО намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В качестве одного из основных компонентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается подсистема раннего радиолокационного предупреждения (проект «Пис Игл»), которая будет создана на базе четырех самолетов ДРЛО и управления «Боинг 737-700».
В 2017 г. Турция подписала с Россией контракт на поставку 4 дивизионов ЗРС С-400. Поставки этой техники начались летом 2019 г. В Анкаре заявляют, что покупка российских систем является необходимостью, поскольку «Турция по-прежнему находится под серьезной воздушной угрозой». В то же время было заявлено, что российские С-400 не планируется интегрировать в систему ПВО/ПРО НАТО. Не отказывается Турция и от приобретения американских ЗРС «Пэтриот».