Нынешним летом исполняется пять лет с момента введения западных санкций против России, которые были призваны нанести удар по важнейшим секторам экономики, государственным банкам, а также отдельным представителям политической и военной элиты.
Однако, если бросить быстрый взгляд на стоимость российских финансовых инструментов и показатели банковского сектора, а затем посвятить небольшое расследование состоянию российских государственных банков, будет вполне простительно сделать вывод, что западные санкции с России сняты, что, разумеется, противоречит реальности и недавнему, пусть и умеренному, очередному ужесточению санкций со стороны США.
Начнем с финансовых рынков. Российские суверенные еврооблигации торгуются с отклонением в пределах 170-250 базисных пунктов от эталонного значения, что в целом соответствует досанкционному уровню.
Что касается рынка рублевых облигаций Министерства финансов России (ОФЗ), на сегодняшний день более 30 процентов этих бумаг находятся на руках у инвесторов после значительных объемов продажи в прошлом году. Легко убедиться, что этот показатель выше, чем до введения санкций в 2014 году. Акции государственного банковского гиганта, обслуживающего физических лиц, «Сбербанка», в настоящее время торгуются выше предсанкционных уровней, в то время как цена на бумаги дочернего банка, ВТБ, колеблется вокруг средней отметки 2013 года.
Другими словами, никаких поводов для празднования пятой годовщины санкций нет. Во-первых, уровень интегрированности России в мировой финансовый рынок значительно снизился. Международная эмиссия долговых бумаг за пределами страны в настоящее время носит весьма ограниченный характер. Фактически, их объемы достаточно малы, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении этих дефицитных активов. В этом отношении, можно сказать, сложилась беспроигрышная ситуация для интересов России и международных инвесторов.
Во-вторых, никаких признаков близкого начала отмены санкций не наблюдается, и, по всей вероятности, они будут существовать еще долго. Конечно, это отражается и на самой России, пусть даже косвенно, поскольку ей удалось смягчить давление, созданное непосредственно санкциями. Присутствующие на российском рынке международные банки сохраняют, или даже осторожно увеличивают долю российских активов в своем портфеле.
Отрезанные от международных рынков капитала и еврооблигаций в течение пяти лет, российские государственные банки продемонстрировали неожиданную устойчивость к режиму ограничений. Не имея альтернативных способов рефинансирования задолженности за счет внешних источников, пять крупных банков – Сбербанк (SBER), ВТБ, Газпромбанк (GPB), Россельхозбанк (RSHB) и Внешэкономбанк (VEB) – выкупили еврооблигации в твердой валюте на сумму почти в 35 миллиардов долларов.
Любопытно, что одновременно с погашением значительной части долга в иностранной валюте, государственные кредиторы также занимались дедолларизацией займов. Таким образом, после пика этого показателя в 2015 году, даже игроки, ориентированные, прежде всего, на заемщиков в сырьевом секторе, такие как Газпромбанк, сократили нерублевую часть своего баланса до уровня ниже 30 процентов.
Эксперты указывают на еще один дополнительный фактор комфорта – солидные международные резервы России, которые в конечном итоге превысили уровень внешнего долга страны. Если судить по фундаментальным показателям, на сегодняшний день в российской экономике сохраняются некоторые макро-финансовые риски, связанные с западными санкциями, но они, по мнению многих специалистов, ниже, чем были пять лет назад.
Безусловно, российские банки остаются открытыми для новых санкционных рисков, таких как блокирующие меры, которые в настоящее время все еще обсуждаются в Конгрессе США. Более того, похоже, что подавляющее большинство в политическом истеблишменте и законодательной ветви власти в Вашингтоне решительно выступает за продолжение санкций против России.
Впрочем, возвращаясь к России, вероятно, можно утверждать, что режим санкций не создает для нее серьезных угроз. В целом, российская экономическая политика направлена на поддержание нынешнего равновесия с помощью уже упомянутых взаимовыгодных комбинаций и на минимизацию уязвимости России к внешним шокам, в частности, к новым санкциям. На сегодняшний день эта экономическая политика зарекомендовала себя как вполне успешная, и она, по всей вероятности, может сохраняться в течение многих лет.
Международные инвесторы и российские власти исходят из того, что даже недавний запрет для американских инвесторов на новые покупки российских государственных облигаций или дальнейшие возможные санкции против государственных банков и корпораций со стороны США, безусловно, не вызовут в России всеобъемлющего финансового кризиса, по крайней мере в течение предстоящих 12-36 месяцев.