Вспомним о событиях, предшествующих мировому финансовому кризису 2008 года. В середине июля 2007 года один из крупнейших инвестиционных банков США Bear Stearns объявил, что два его хедж-фонда, под управлением которых в первом квартале года находилось около полутора миллиардов долларов, потеряли почти все средства. В начале августа BNP Paribas, крупнейший банк Франции, акции которого обращаются на рынке ценных бумаг, объявил, что заморозит возможность вывода средств инвесторов из трёх своих фондов – таким образом банк фактически заблокировал клиентам доступ к 2,2 миллиарда долларов. Это было объяснено резким падением ликвидности и невозможностью определить стоимость некоторых активов.
Теперь присмотримся к происходящему в настоящее время. В начале июня нынешнего года один из самых известных британских фондовых менеджеров, Нил Вудфорд, потряс мировые рынки заявлением о том, что его флагманский фонд Woodford Equity Income Fund, располагающий 4,7 миллиарда долларов, намерен заблокировать клиентам вывод денег. Основанием для подобного решения послужил серьёзный отток капитала и пребывание большой части средств в неликвидных активах. Британское ведомство по контролю над рынком ценных бумаг, Управление финансового надзора, начало расследование по этому поводу.
Во время финансового кризиса 2007—2008 годов рухнули цены на акции Citigroup, одного из крупнейших международных финансовых конгломератов, имевшего в своём составе инвестиционный банк и брокерскую фирму, а также располагавшего исполинским портфелем деривативов. В середине ноября 2008 года учреждение сообщило о том, что увольняет 50 тысяч сотрудников. От неминуемого банкротства Citigroup спасла мощнейшая правительственная поддержка, самая масштабная за всю мировую банковскую историю.
В январе 2009 года, когда цена на акции продолжала снижаться (в итоге она достигла 99 центов), Citigroup сбросил все свои проблемные активы (их ещё называют непродуманными управленческими решениями) в так называемый «плохой банк» Citi Holdings для дальнейшей распродажи с немалыми убытками.
Что же насчёт сегодняшнего дня? Крупнейший германский банк Германии Deutsche Bank, обладающий серьёзным весом на Уолл-стрит, объявил в минувший понедельник о предстоящем увольнении 18 тысяч сотрудников и создании «плохого банка», предназначенного для «токсичных» активов на сумму 83 миллиарда долларов. На этом пугающие аналогии с ситуацией 2008 года вокруг Citigroup не заканчиваются – в частности, весьма показательным является тот факт, что цена его акций с начала 2007 года рухнула на 90 процентов.
Есть и другой сходный момент – оба банка накопили огромные объёмы деривативов, не сравнимые с рыночной стоимостью обыкновенного акционерного капитала. По состоянию на конец ноября 2008 года соотношение этих показателей для Citigroup составило 20,5 миллиарда долларов и 33 триллиона долларов соответственно. Если говорить о Deutsche Bank, пропорция ещё более впечатляющая – менее 14 миллиардов долларов против 49 триллионов долларов.
И наконец, у обоих учреждений имеется ещё одна общая и весьма неприятная особенность: имея обширные связи с другими международными банками, они могут стать источником «инфицирования» рынков. Учитывая, что и регуляторы, и Конгресс смотрятся всё более некомпетентными, ситуация с Citigroup может повториться и сегодня.