В Мурманске на совещании нового главкома ВМФ Николая Евменова и представителей промышленности будет решаться судьба тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов». Озвученная повестка дня: проблемы, связанные с ремонтом и модернизацией Кузи, как ласково называют корабль сами моряки, но высокая комиссия, скорее всего, должна будет решить — ставить крест на крейсере или погодить. Выяснилось, что запланированная на 2021 год сдача 35-м СРЗ (филиал Центра судоремонта «Звездочка») передача корабля флоту в установленные сроки не укладывается. Самому судоремонтному заводу требуется модернизация мощностей, которая займет как минимум два с половиной года. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предлагает временную схему доковой операции, но против нее выступает командование ВМФ.
Если ремонт затянется на неопределенный срок (а он непременно затянется), то возникает вопрос — нужен ли будет тогда пусть и модернизированный, но изрядно потрепанный морями-океанами авианесущий крейсер? Он и в «молодые годы» не вылезал из ремонтов, что получится после нынешнего? И вообще, нужны ли России авианосцы как таковые?
Если прислушаться к словам Сергея Шойгу, то сейчас ВМФ России делает ставку на постройку кораблей дальней морской зоны. И упомянутые им фрегаты проекта 22350, закладка двух из которых состоялась в конце апреля на судостроительном заводе «Северная верфь», дополнят уже имеющийся в строю «Адмирал Горшков», завершающий ходовые испытания «Адмирал Касатонов», достраиваемые «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». В ближайшие годы к ним в дальней морской зоне прибавятся и эсминцы проекта 23650 «Лидер». Шойгу пообещал, что их планируют ввести в состав ВМФ до 2025 года. Впрочем, все это лишь эскорт для авианосцев, при том, что сейчас фрегаты и эсминцы могут действовать самостоятельно.
— Дискуссия о необходимости авианосцев для флота российского в итоге, как правило, всегда сводится к долларам, — считает медиа-консультант, военный эксперт Александр Зимовский. — Точнее к эмпирически установленной цене строительства авианосца. 1 миллиард долларов за 10000 тонн водоизмещения. Куда меньше внимания уделяется анализу оперативной ценности авианосца, как боевой единицы. При всей своей красоте и визуальной мощи авианосцы не являются компонентом стратегической ядерной триады США. Любое авианосное соединение предназначено для решения оперативных задач. Это их потолок.
Упрощённо говоря, после того, как анонсированные президентом России средства доставки доставят, извините за тавтологию, свой груз по указанным Путиным адресам, задачи всех авианосных соединений вероятного противника обнуляются. Авианосец хорош для старой доброй дипломатии канонерок — подплыть к берегу условного Гондураса или Гватемалы и погрозить пальчиком: «Не ломайте игрушек». Тогда как наши российские окрестные гондурасы не требуют массированного военно-морского убеждения.
В силу географических причин России нет смысла вводить авианосцы в состав Балтийского флота. Впервые в истории в Балтийское море американский авианосец HARRY S. TRUMAN (CVN 75) вошёл только в прошлом году. Да и то в рекламных целях. В Балтику вообще непросто войти и невозможно скрытно передвигаться авианосной, да и любой другой группе крупных надводных кораблей. Эффект внезапности отсутствует напрочь. Для Черноморского флота авианесущий корабль имел определённый смысл. Но с крахом черноморских судостроительных мощностей СССР и с возвращением в Россию непотопляемого «авианосца Крым», идея себя изжила. Остаются два наших реально океанских флота — Северный и Тихоокеанский. С учётом того, что для этих флотов ни стратегические, ни оперативные задачи со времён СССР не изменились, а, напротив, вновь приобрели ярко выраженную актуальность, очевидно отсутствие критической нужды в авианосцах. Намеренно подчёркиваю — отсутствие критической нужды. Анализируя морские ТВД, где были сконцентрированы основные действия ВМФ СССР, могу сказать, что регионами максимальной активности были Атлантика и Средиземноморье. При этом никаких авианосных групп СССР не имел, но зато контролировал все авианосные группы США, находившиеся на тот момент в море.
В ходе войны Судного дня советская средиземноморская эскадра в кратчайшие сроки была увеличена почти до ста вымпелов, включая 34 надводных боевых корабля и 23 подводные лодки. У американцев на тот момент было 60 кораблей и это полностью исчерпывало их боевые возможности в данном регионе. Опять-таки СССР не имел авианосцев, но полностью блокировал действия трёх авианосных групп ВМС США восточнее Мальты. Кстати, на Индийский и Тихий океаны примерно в тоже время приходилась примерно треть военно-морской активности СССР. Но там доминировали советские подводные силы, которые связывали американцев. В ходе сирийского конфликта Россия показала, что эти оперативно-тактические наработки не утеряны. Поэтому вопрос о ценности и необходимости авианосцев для России сегодня, полагаю, продолжит оставаться в дискуссионной плоскости.