Нынешняя весна ознаменовалось новой «яблочно-грушевой войной» с Белоруссией. С 1 по 7 апреля на границе было задержано 36 фур с яблоками и грушами вообще без документов, еще 66 машин были с сертификатами о белорусском происхождении фруктов, вызывающих подозрение. Россельхознадзор обратил внимание на то, что в прошлом году яблоки и груши у Белоруссии закончились еще в феврале, но продолжают поступать и в апреле. Чей тогда товар? Уж не польский ли бочок у этих яблочек? А ведь Польше Москва в ответ на козни Варшавы с антироссийскими санкциями ввела ответные, в том числе и по ряду товаров сельхозназначения.
— Яблоко — фрукт политический, — рассуждает медиа-консультант Александр Зимовский. — Сами посудите: изгнание из рая — из-за яблока, пусть прямо об этом в Библии не сказано, но такова общая версия; Троянская война — из-за яблока; Вильгельм Телль стрелял по яблокам из политических соображений. А ведь был ещё Ньютон, да и молодильные яблочки нам не чужие. Про белорусские яблоки я знаю достаточно много. Там даже растут колоновидные яблони сорта «Президент», хотя к современной белорусской политике этот сорт отношения не имеет.
В 2018 году в Белоруссии, среди прочих напастей, был невиданный, или, как сообщали местные СМИ, «беспрецедентный» урожай яблок. Это реальный факт. Собрать планировалось 136 тысяч тонн (данные белорусского Минсельхозпрода). С учётом яблок выращенных в частных фермерских хозяйствах вообще считали, что будет под миллион тонн. Или по 115 килограммов яблок на каждого белоруса, считая и тех, у которых нет зубов по младенчеству, либо по старости. Вопрос «куда их девать?» порождал удивительные и не всегда пристойные предложения.
Тем не менее, белорусы, видимо, съели все яблоки ещё до Нового года. Во всяком случае, официальная белорусская таможенная статистика отчиталась, что в январе текущего года Белоруссия ввезла 23 тысячи тонн свежих яблок. Около 15 тысяч тонн из них поступили из Польши. В этом же январе из Беларуси отгрузили в Россию 12 тысяч тонн яблок. С грушами ситуация аналогичная. В январе прошлого года белорусы завезли в Россию 8,1 тысячу тонн груш. В январе этого года уже около 12 тысяч тонн груш. Вери гуд бизнес, как говорят американцы. Мог бы дать цифры более актуальные, но в Белоруссии оперативными статистическими данными считаются те, которые вылежали месяца четыре, или около того.
Яблочно-грушевый экспорт БеларусиЗаметьте, я считаю, что эти фрукты могут быть и белорусскими, это моя субъективная оценка основанная на законе больших чисел. А Россельхознадзор считает, что не могут. Так он на то и поставлен, чтобы блюсти государственные интересы. И если на ящике написано «антоновка», а в ящике лежит «голден делишес», то перед г-ном Данквертом возникает дилемма библейского масштаба — верить или не верить? Ну, вот, он не поверил. Теперь жди реакции публики и партнёров, то есть швыряния друг в друга яблоками, только уже гнилыми.