Мальчикам достается больше аплодисментов

Посты родителей о детях в социальных сетях свидетельствуют о гендерном дисбалансе в обществе. Сыновья оказываются популярнее. Сообщения о них публикуются чаще и собирают больше лайков, чем посты о дочерях.

Девочки привлекают меньше внимания

Социальные сети — хороший источник данных для исследователей. Они позволяют проследить, как проявляется и воспроизводится гендерное неравенство, как в этом участвуют семьи и сетевые сообщества.

Елизавета Сивак и Иван Смирнов изучили посты около 630 тысяч пользователей «ВКонтакте» из Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 50 лет (2016 год). Анализировались публичные записи на личных страницах, в которых хотя бы раз упоминались дети. Исследование показало, что мальчики пользуются у родителей большей популярностью. Матери и отцы охотнее пишут о сыновьях, чем о дочерях, и активнее ставят лайки под постами о мальчиках.

В постах они рассказывали о том, как проводят время с детьми (27% сообщений), о достижениях и важных событиях в жизни детей (появление на свет, дни рождения и пр. — 19%). Свыше четверти постов (26%) — это признания в любви к своим детям.

Дочери «недостаточно представлены в нарративе родителей о детях в социальных медиа», подчеркивают исследователи. Такое проявление гендерных предпочтений может давать понять, что девочки «менее важны, чем мальчики, или что они заслуживают меньше внимания». А это вклад в копилку неравенства.

Накопление преференций

Эти данные из соцсетей перекликаются с результатами других исследований, которые выявили, что «гендерное неравенство начинается еще до рождения». Например, оно проявляется в репродуктивном поведении. Во многих странах мира, особенно там, где сильны устои традиционного общества, родители по-прежнему предпочитают иметь сыновей (в том числе, потому, что это будущие кормильцы, опора семьи). С этим связаны, например, селективные аборты и, соответственно, нехватка девочек в ряде стран.

По результатам исследований, семьи нередко инвестируют в мальчиков больше сил и средств. Сыновья получают преимущества в питаниивакцинации, родители больше вкладывают в их здоровье. Отцы, а нередко и матери проводят больше времени с сыновьями, чем с дочерями. Отцы больше привязаны к семьям, где есть сыновья.

«Мы решили проверить, может ли что-то подобное проявляться и в цифровом пространстве и быть измерено», — поясняет Иван Смирнов. Для этого и были использованы данные «ВКонтакте» как самой представительной соцсети в России (свыше 100 млн активных пользователей). Родители охотно делятся в ней информацией о детях (этот феномен в английском языке получил название sharenting — от share и parenting ). Исследователи проанализировали публичные записи пользователей, чтобы выяснить, «может ли среда социальных сетей усиливать гендерное неравенство». Например, за счет того, что посты о детях одного пола привлекают больше внимания, чем посты о детях другого пола.

Так, на родителей могут влиять паттерны поведения, принятые в соцсетях, социально одобряемые практики и пр. В итоге, по словам авторов, возникает «эффект спирали»: семьи воспроизводят эти стереотипы. Появляется новое подтверждение того, что уделять повышенное внимание сыновьям — нормально.

Сыноцентризм

Исследователи выяснили, что среди пользователей самых разных возрастов «сыновья упоминаются большей долей мужчин и женщин». Это невозможно объяснить исключительно соотношением полов при рождении (1,06 — в России на 100 новорожденных девочек приходятся 106 новорожденных мальчиков). Феномен популярности сыновей в соцсетях, скорее, связан с гендерными предпочтениями родителей, рассказывающих о детях. Сивак и Смирнов подсчитали, что на одну женщину в среднем приходится 2,3 поста о сыновьях и 2,1 сообщения о дочерях. На одного мужчину — в среднем 1,7 поста о сыновьях и 1,5 сообщения о дочерях. В результате информация о сыновьях безусловно преобладает. Мальчики — главные герои родительских рассказов.

Эти результаты рифмуются с данными исследований о героях детских книг. В них, как оказалось, тоже есть признаки гендерного дисбаланса. Центральные персонажи — чаще мужского пола. В учебниках — похожая ситуация: мужчинам отводится больше строк текста, больше упоминаний и пр.

В целом женщины пишут посты чаще, уточняют Сивак и Смирнов. Их доля резко возрастает к 31-32 годам (средний возраст матери при рождении первого ребенка в Санкт-Петербурге — 30 лет), но затем постепенно падает. С мужчинами все наоборот. Пропорция отцов, рассказывающих в соцсети о детях, значительно ниже, но она, напротив, стабильно растет с возрастом.

Мальчикам достается больше аплодисментов

Исследователи также выяснили, что посты о сыновьях зарабатывают больше лайков.

Елизавета Сивак и Иван Смирнов подсчитали, что сообщение о дочерях, написанное матерью, в среднем получает 6,7 лайка от женщин, а от мужчин — 1,1 лайка. А материнский пост о сыновьях — 10,7 лайка от женщин и 1,8 лайка от мужчин. Сообщение отца о дочерях получает в среднем 5,3 женских лайка и 2,6 мужских. Пост отца о сыновьях зарабатывает 6,7 женских лайка и 3,7 мужских.

По этим данным видно, что женщины в целом чаще оценивают посты. При этом они предпочитают женские же посты, а мужчины — мужские. И, наконец, и те, и другие чаще одобряют посты с упоминанием сыновей.

Замкнутый круг

Получается, что гендерный дисбаланс влияет на детей с самого рождения, и родительское восприятие сыновей и дочерей только поддерживает его.

Выбор в пользу мальчиков в традиционных обществах и развивающихся странах — известный феномен, комментируют исследователи. «Но наши результаты подтверждают, что предпочтения в отношении сыновей также распространены в странах, не обязательно ассоциирующихся с гендерным неравенством», — добавляют они. Так, Россия в рейтинге стран по гендерному неравенству находится выше среднего уровня. Однако, как показывают многие работы, гендерные предпочтения все равно существуют — на работе, в семье, в обществе в целом. И, как ни странно, женщины нередко сами подыгрывают гендерным стереотипам.

Казалось бы, по сравнению с селективными абортами или недостаточными вложениями в дочерей гендерные предпочтения в sharenting безобидны. Однако это не так, подчеркивают Сивак и Смирнов. Повышенное внимание к сыновьям и более слабое — к дочерям может убедить девочек в том, что они менее значимы для родителей. А это не только психологическая травма, но и очередное закрепление гендерного дисбаланса, заключают авторы, Елизавета Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Мальчикам достается больше аплодисментов