Политолог и эксперт по Белоруссии рассказал НСН, как «накрутили» Медведева на Щербинском лифтостроительном заводе.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев предостерёг Белоруссию о недобросовестной конкуренции на рынке лифтостроения, сообщает агентство «ПРАЙМ». Об этом глава кабмина заявил в ходе посещения Щербинского лифтостроительного завода, главным конкурентом которого выступает белорусский ОАО «Могилёвлифтмаш», пользующееся большими государственными дотациями в республике. Отмечается, что это сказывается на конечной цене продукции, существенно её снижая.
«Что касается белорусов, с одной стороны, конкуренция — это вообще-то неплохо, но если она не совсем добросовестна, иными словами, объём дотаций на уровне демпинга, то это повод для того, чтобы разбираться», — заявил Медведев.
До доминирующего положения на российском рынке лифтостроения белорусам ещё далеко, заверил в эфире НСН политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский. Об этом, по его словам, говорят цифры доли импорта лифтов в российском секторе, приведённые самим Медведевым.
«Обычно причиной недовольства руководителя является жалоба подчинённых, которых он проверяет. Я допускаю, что поступили какие-то замечания от российских лифтостроителей по поводу того, что их дальнейшее развитие сдерживает, в том числе, и проникновение такого «гиганта», как «Могилёвлифтмаш». Но я, объективности ради, подчеркну, премьер-министр Медведев заявил, что только 30% рынка лифтов в России заполняют иностранные производители. То есть, доминирующего положения белорусы ещё не заняли, им ещё до этого далеко. Есть ещё, допустим, западные производители, например, для Лахта-центра белорусских лифтов никто не заказывал. И российских тоже», — отметил эксперт.
Белоруссия действительно оказывает государственную поддержку ряду своих предприятий, в том числе, и Могилёвскому заводу, подтвердил Зимовский. Однако помимо этого завод является соучредителем некоторых российских предприятий, поэтому слова о его львиной доле на российском рынке, по его мнению, преувеличены.
«Да, был такой сорок четвертый указ президента Беларуси, он подписан в январе 2015 года. Там, действительно, различные меры господдержки экспортёров предусматриваются, по кредитам и по лизингу, в частности. Дело, однако, в том, что ОАО «Могилёвлифтмаш» в России не является юридическим нерезидентом или зарубежным экспортёром в полном смысле слова. Белорусы — учредители трёх совместных предприятий в России, и ещё семи сборочных производств. А ещё они зарегистрированы, например, в ТОР (территория опережающего развития) в Усолье-Сибирском. И имеют все льготы, как резидент ТОР, на основании соответствующего федерального закона РФ. Это в той части, что касается конкурентных вопросов. Поэтому говорить о том, что белорусы демпингом завоевали рынок, это очень смело. Я полагаю, что на этом заводе, где побывал премьер, его просто «накрутили», так бывает. Ну какую угрозу российскому рынку объемом в 40.000 лифтов может представлять белорусский холдинг, который в последней опубликованной отчётности показал более 21 миллиона евро кредиторской задолженности при 11 миллионах евро чистой прибыли? Вот наполучали они преференций, не знают, куда распихивать! Тогда как у наших финских партнёров один известный лифтостроитель получил чистую прибыль 975 миллионов евро за аналогичный период. Несерьёзная какая-то получается конкуренция и смешной демпинг.
Кстати, упомянутый премьер-министром белорусский холдинг «Могилёвлифтмаш» — один из крупных покупателей у таких мощных российских предприятий, как Новолипецкий металлургический комбинат, “Северсталь”, ряд подшипниковых заводов и даже у производителей российского программного обеспечения. То есть, это довольно большая межзаводская производственная кооперация. Как любит говорить Лукашенко — белорусы создают рабочие места для российских трудящихся. Вот и живой пример: белорусы для россиян, россияне для белорусов», — отметил Зимовский.
И, наконец, столько лифтов, сколько требуется России ежегодно, Могилёвский завод просто не производит, подытожил эксперт. Тем не менее, дальнейшее обсуждение вопросов такого характера следует ожидать на повестке совместной рабочей группы, которая создана Россией и Белоруссией.
«Премьер Медведев называл цифру 40 тысяч лифтов в год, столько требуется России. Могилёвский завод продал в отчётном году менее 8000 тысяч комплектов, вряд ли он способен кого-то напугать в этом сегменте отрасли. А что касается господдержки, конкурентных преимуществ, я думаю, вопросы интеграции снова будут сейчас обсуждаться, и там тема равных условий встанет напрямую. Потому что и белорусы заинтересованы в доступе к российским финансовым ресурсам, и россияне в сбыте продукции. Вопрос этот всегда будет присутствовать, потому что рынок ёмкий, большое строительство, пирог горячий и каждый, конечно, хочет от него откусить. Если не получается, лучше всего пожаловаться заранее», — отметил Зимовский.
Ранее собеседник НСН рассказал, зачем в республике Беларусь занялись заменой иностранного контента отечественным на телевидении. При этом он успокоил читателей тем, что речь пойдёт лишь о стране-производителе содержимого телепередач, а не о смене языка вещания.