Ваша семья и друзья смогут взаимодействовать с вашим «цифровым я», который сможет давать им советы, даже когда вы покинете этот мир.
Хоссейн Рахнама знает генерального директора крупной финансовой компании, который хочет жить даже после физической смерти, и Рахнама считает, что может помочь ему в этом.
Бизнесмен создает цифровой аватар для СЕО, который может стать виртуальным «консультантом после фактического ухода последнего из нашего мира. Будущий директор компании сможет просто достать телефон, открыть окно чата и задать вопрос покойному руководителю. Цифровой аватар, созданный платформой искусственного интеллекта, которая анализирует личные данные и корреспонденцию, обнаружит, что у директора были плохие отношения с исполнителями эквайринговой компании, о покупке которой встал вопрос. «Я не поклонник руководства этой компании» — может ответить аватар, и экран станет красным, что укажет на неодобрение.
Жутко? Может быть, но Рахнама считает, что мы привыкнем к цифровой загробной жизни. Предприниматель и исследователь из Университета Райерсона в Торонто, а также приглашенный преподаватель в медиа-лаборатории MIT, он создает приложение под названием Augmented Eternity(«Дополненная Вечность»), которое позволит создавать отпечаток цифровой личности, способной взаимодействовать с людьми от вашего имени после того, как вы умерли.
В то время как большинство пожилых людей не оставили достаточного количества цифровых следов для создания своей цифровой копии, Рахнама полагает, что в ближайшие несколько десятилетий, по мере того как мы продолжим оставлять цифровые следы, тысячи людей будут иметь достаточно данных, чтобы сделать подобное возможным. Даже когда мы просто говорим, остаются цифровые следы. Примерно 1.7 миллиона пользователей Facebook умирает ежегодно. Некоторые цифровые данные мёртвых удаляются, в то время как другие остаются нетронутыми. «Мы ежедневно генерируем гигабайты данных» — говорит Рахнама. «У нас теперь много информации, много вычислительной мощности, много возможностей для хранения». Имея достаточно данных о том, как вы общаетесь и взаимодействуете с другими, алгоритмы машинного обучения могут аппроксимировать вашу индивидуальность — или хотя бы её часть».
И как же будет выглядеть это цифровое «я»? Ну, как вы хотите, чтобы это выглядело? Это может быть текстовый чатбот, отвечающий от имени директора, или голос, такой как Siri, или цифровое видео, или трехмерный анимированный персонаж в среде виртуальной реальности. Оно может быть встроено в робота-гуманоида.
Двадцать тысяч личностей сразу
Мы еще не достигли нужного уровня. Трудно создавать программные агенты, которые могут вести естественный разговор, не говоря уже о том, чтобы эмулировать личность человека. Не существует программного обеспечения, которое могло бы взаимодействовать, общаться и принимать решения так, как вы. Рахнама говорит, что аватар директора будет «инструментом поддержки принятия решений», но не сможет управлять компанией.
«Сегодня в ИИ отсутствует возможность понимания одной важной вещи — контекста» — говорит он. Большинство чатботов просто предлагают ответы на основе содержания беседы, но наше общение меняется в зависимости от того, с кем мы разговариваем, где мы находимся и в какое время суток всё это происходит. Необходимость включения такого контекста послужило основой для компании Рахнама, Flybits (самого бизнесмена называли одним из 35 самых значимых инноваторов в возрасте до 35 лет в 2012 году). Flybits предоставляет собой платформу, которая позволяет компаниям адаптировать свои коммуникации к клиентам на основе контекстных реплик. Например, банк может предлагать различные варианты общения через свое мобильное приложение в зависимости от вашей истории покупок, расписания календаря, или того едете ли вы в поезде или летите на самолёте.
Жутко? Может быть, но Рахнама считает, что мы привыкнем к цифровой загробной жизни
Контекстная часть является важным по мнению Хоссейна моментом в достижении «Дополненной Вечности». Если вы собираетесь построить цифровое «я», недостаточно знать, что кто-то что-то сказал. Вы должны знать контекст, в котором это было сказано — это был шутливый разговор? Раздраженный? Реакция на текущие новости? Эти виды подсказок в конечном итоге становятся решающими при формировании цифровой личности, поэтому платформа Augmented Eternity собирает данные из нескольких источников — Facebook, Twitter, приложения для обмена сообщениями и других — и анализирует их для понимания эмоционального контекста и семантики.
Подобная концепция попала в заголовки СМИ несколько лет назад, когда российская разработчица программного обеспечения Евгения Куйда создала чатбота её лучшего друга Романа Мазуренко, умершего в конце 2015 года. Куйда написала бота, обработав с помощью нейронных сетей Google TensorFlow личные сообщения Мазуренко с друзьями и семьей. Бот был, по собственному признанию Куиды, не очень точным, но когда он отвечал на вопросы, создавалось странное впечатление, что беседуешь с покойным Романом.
Куйда говорит, что основная сложность в попытке создания цифровых версий мертвых состоит в том, что люди сложны. «Мы совершенно разные, когда говорим с разными людьми» — отмечает она — «Мы будто двадцать тысяч личностей одновременно». Например, Мазуренко мог рассказывать ей вещи, которую не сообщал родителям. Теперь она может спросить у них, какая информация о Романе чересчур личная. Может ли любая компания реально оценить то же самое?
Рахнама верит, что такое возможно. Он говорит, что «Дополненная вечность» сделает шаг к тому, чтобы приспособиться к различным личностям, адаптируя разговор в соответствии с контекстом и позволяя пользователям контролировать, какие данные доступны для них. Поэтому когда-нибудь его дочь сможет проконсультироваться с цифровой версией члена семьи, а бывший ученик – с цифровой версией учителя. Он рассматривает это как один из способов оставить наследие — способ продолжать вносить свой вклад в общество, а не исчезать во тьме.
Не только для мертвых
Но цифровой аватар также может пригодиться даже если вы живы. ИИ может помочь превратить ваш профессиональный опыт из разрозненной письменной записи в стройную систему знаний, с которой смогут взаимодействовать другие люди. Адвокат, услуги которого стоят сотни долларов в час, может позволить людям проконсультироваться со своим цифровым аватаром по гораздо более низкой цене. Знаменитости, политики и другие общественные деятели могут передать часть своего публичного взаимодействия собственным цифровым версиям. ИИ позволит нам консультироваться с экспертами, с которыми мы никогда не сможем встретиться в реальной жизни. Способность представлять и делиться опытом, говорит Рахнама, «может реально способствовать новым бизнес-моделям в Интернете». Вместо того, чтобы говорить с помощником Siri или Alexa, вы могли бы спросить выдающегося ученого, политика или коллегу. И зачем посещать деловую встречу, когда вы можете отправить на неё свой аватар?
Другой стартап, Eternime, основанный в Маунтин Уолли, Калифорния, предлагает включить вашу личную информацию в «интеллектуальный аватар, который похож на вас», который будет «жить вечно и позволит другим людям в будущем получить доступ к вашим воспоминаниям». Его основатель, Мариус Урсаш, продвигает свою идею в течение многих лет, и более 40 000 человек подписались на список ожидания Eternime, но компания все еще запускает только ограниченные бета-версии. Урсаш считает, что проблема не в технологии а в поведении людей: «Люди не уделяют достаточно времени в проекты, которые будут окупаться в течение десятилетий» — говорит он.
Независимо от того, окажется ли его бизнес успешным, Рахнама надеется, что «Дополненная Вечность» запустит дискуссию о конфиденциальности и собственности на данные. «Причина, по которой мне нравится этот исследовательский проект, заключается в том, что он затрагивает множество ключевых этических вопросов в области науки о данных и ИИ» — говорит он. «Например, кто будет владеть моей информацией после того, как я уйду?»
В статье, опубликованной в Nature Human Behavior в начале этого года, этики Карл Охман и Лучиано Флориди из Оксфордского интернет-института утверждают, что нам нужна этическая основа для развивающейся цифровой индустрии загробной жизни. Должны ли мы рассматривать цифровые следы по тому же кодексу, который музеи используют для человеческих останков? Это серьезно ограничит способы, которыми компании могут использовать (или не использовать) наши данные. Если цифровые следы напоминают «информационный труп покойного», пишут учёные, то они «не могут использоваться исключительно как средство достижения цели, например прибыли, а должны рассматриваться как объект, обладающий неотъемлемой ценностью».
«Чёрное зеркало» природы
Почти каждое обсуждение цифровой загробной жизни, отмечает Охман, упоминает эпизод британского сериала «Чёрное Зеркало» под названием «Скоро вернусь», в котором молодая вдова потеряла связь с цифровым аватаром ее покойного мужа. В течение этого эпизода она переходит от отправки нескольких нерешительных текстов чатботу к тому, чтобы купить реалистичный робот в образе мужа.
То, что часто игнорируется в дискуссиях о шоу — роль компании, которая создала аватар. В реальной жизни, по словам Охмана, мы должны скептически относиться к таким компаниям. Сила «цифровых мертвецов» для манипуляции живыми огромна; кто лучше продаст нам продукт, чем тот, кого мы любили и потеряли? Таким образом, наши цифровые копии могут быть более разговорчивыми, назойливыми и лестными, чем были на самом деле — и кто остановит технокомпании от того, чтобы пойти по этому пути?
В упомянутом эпизоде «Черного зеркала» аватар периодически выдает всё больше информации мертвого мужа и заставляет всё реалистичнее воспринимать себя женщину до тех пор, пока он не станет настолько реалистичным, что она не сможет «убить» его. Риторика вокруг бессмертных цифровых «я» фокусируется на нашем желании остаться в памяти. Но не хотели бы большинство из нас, чтобы наши близкие смогли «отпустить» нас?
Оригинал: MIT Technology Review
Цифровое бессмертие: как ваши личные данные формируют «двойника», который сможет жить вечно