Сегодня у нас подарок для любителей истории. Мы рассмотрим некоторые значимые события Второй мировой войны и соответствующие реакции на них фондового рынка.
Почему это важно сегодня? Рынки акций всегда тем или иным образом реагируют на важные события. Если событие было предсказано, его влияние в соответствующий день будет минимальным. Рыночные прогнозы корректируют цены задолго до того, как происходит само событие. Если событие неожиданное, рынок реагирует резко.
Этот важный нюанс сегодня применяется во множестве разных случаев. Например, да, в мире существуют проблемы с государственной задолженностью. Но насколько к ним готов рынок? Все признают проблему стран PIIGS. Это может означать, что опасность частично заложена в текущие цены. Более того, в средствах массовой информации постоянно идут дебаты о повторной рецессии. Неожиданный спад никого бы не удивил.
В 2008 году многие знаковые события были гораздо менее предсказуемы – такие как банкротство AIG, Lehman Brothers и Bear Stearns. Первый отказ от TARP также был определенной неожиданностью для Уолл-стрит. Так что в то время как на горизонте определенно маячат какие-то аномалии, мне кажется, что влияние нового кризиса не будет таким масштабным, как в 2008 году. Реально опасные аномалии – это нераспознанные возможности, такие как вероятное снижение рейтинга долговых обязательств крупной экономики или затянувшаяся война на Ближнем Востоке. Эти события определенно могут застать Уолл-стрит врасплох и привести к серьезным проблемам.
Но что касается более предсказуемых событий, слишком многие перестраховываются и ждут повторной рецессии. Это ожидание может смягчить резкую коррекцию.
Вторая мировая война и промышленный индекс Доу-Джонса
Какое-то время назад профессор-сторонник свободного рынка рассказал мне, что Франклин Рузвельт в итоге помог экономике – своей смертью. Я думал, что это была просто шутка, но, в конце концов, я потратил время и проверил. Результаты меня потрясли.
ФДР умер 12 апреля 1945 года. В первый же день торгов после его смерти начал формироваться стабильный возрастающий тренд.
Еще более поразительным является объем торгов на Доу в первые три дня после его смерти:
Изучать реакцию рынков на крупные события всегда интересно. Во-первых, рынки дают нам более честную интерпретацию истории без пропаганды. Рынки выражают настроения инвесторов, которые ставят на карту большие суммы денег.
У этих инвесторов нет таких помощников при интерпретации событий, как у политических идеологов, историков и кабинетных философов. Они торгуют акциями в порыве страсти, и их состояние существенно зависит от точного прогноза важности новостей.
Помня об этом, я изучил другие значимые события Второй мировой войны в отношении к Доу. Некоторые результаты противоречат тем знаниям о войне, которые большинство из нас получили в школах. Первый из них действительно сбил меня с толку, вторжение в Польшу:
Хотел бы я знать, как объяснить это, но я в тупике. Польша не была настолько важна для США. Но почему вторжение в нее вызвало такой скачок? С другой стороны, вторжение во Францию оказалось кардинально негативным событием для американского фондового рынка:
Хотя завоевание Польши привело к ралли, результатом вторжения во Францию стало падение индекса почти на 40 пунктов. Доу потерял почти 31% — самый резкий спад за всю войну. Кому-то может показаться, что другие события, конечно же, должны быть гораздо важнее, например, атака на Перл-Харбор. Однако данные говорят об обратном:
После бомбежки Доу потерял всего 7 пунктов. К концу месяца индекс почти восстановился до уровня перед нападением. Странно, но рынок не был удивлен. Все же большинство книг по истории изображают атаку Перл-Харбор как самое неожиданное нападение века. Возможно, инвесторы уже рассчитывали на то, что Штаты вступят в войну, после завоевания Франции. По их мнению, война была предопределена. Перл-Харбор был просто окончательной критической точкой.
Реакции на победы также были интересными. Например, день высадки союзных войск:
Рынок не скачет именно в день высадки, как стоило бы ожидать. Но эта реакция исторически точна.
День «Д» прославили из-за логистических сложностей. Но неделя после этого дня была, вероятно, важнее. У немцев все еще была возможность вытеснить союзников с побережья. К счастью, Гитлер считал день «Д» обычной диверсией и не задействовал большую часть танковых войск. Эти танки, а также прочие опасности, вызывали огромные опасения после высадки. Только через неделю после этого события новый фронт был в безопасности. Таким образом, рынок реагировал постепенно, пока войска продвигались вглубь материка.
Самой шокирующей стала реакция на атомные бомбардировки. Что может быть удивительнее сброса атомной бомбы? Но рынок даже не шелохнулся.
И снова рынок не следует за официальной историей: бомба была сверхсекретным оружием, и она закончила войну на несколько лет раньше. Доу, казалось, так не считал. Возможно, победа уже была заложена в индекс. Возможно, это была просто запоздалая реакция, или, возможно, официальная история врет. В любом случае, есть над чем подумать.
(Ремарка: самый низкий объем торгов в 1945 году пришелся на 6 августа, день сброса атомной бомбы на Хиросиму).
График: Хиросима, Нагасаки, капитуляция Японии
Эти графики не только предлагают альтернативное толкование этих событий, они также ставят под сомнение идею о том, что война спасла экономику.
Если бы война стимулировала экономику, как тогда объяснить спад на рынке из-за нападения на Францию и Перл-Харбор? Более того, вскоре после японской и немецкой капитуляций рынок вырос. После дня высадки союзных войск победа казалась более уверенной, и рынок тоже вырос. Процветание создает надежда на мир, а не война.
Некоторые выводы
Графикам свойственна одна интересная черта – пост-событийная инерция. Обратите внимание, что за датой события следуют либо повышательный, либо понижательный тренды. Сегодня инициирующее событие мгновенно вызывает либо активную распродажу, либо ралли. Тогда же процессы, казалось, происходили гораздо медленнее.
Я прочел размышления трейдеров более старшего возраста о том, как трудно заработать на современных рынках. Глядя на эти графики, возможно, я смогу понять, почему. Раньше можно было запросто заработать на общедоступных новостях. Сегодня же цены меньше чем за минуту корректируются на новостных событиях.