«Своих анонимов заведите, да и полощите там уладныя анучы»

Разговор с «Белгазетой» состоялся у нас 2 августа. Кстати, за это время «Незыгарь», искренний он наш, выложил 4-5 инсайдов про Беларусь. Вообще, насколько я помню, редакционная политика «Белгазеты» такая, что сначала они продают печатную версию. А уж потом выкладывают самые важные материалы на сайт, в открытый доступ. В общем, вот наш диалог с «Белгазетой».

Александр Зимовский про блеск и нищету белорусских медиаскандалов

Фейковый инсульт главы государства и пропагандистские конструкции, спешно поналепленные из подручного материала в отечественном медиапространстве, вынудили «БелГазету» обратиться за комментарием к человеку, который знает о медиа, пиаре и пропаганде все, хотя сам давно уже не числится на госслужбе. Наш собеседник - скромный медиаконсультант из Санкт-Петербурга Александр ЗИМОВСКИЙ, в 2005—2010гг. - председатель НГТРК Беларуси.

— Александр Леонидович, как вам последний вброс про состояние здоровья Александра Лукашенко? Почему так всё неряшливо обставлено и такой слабый общественный резонанс - речь ведь о главе государства? Между прочим, коллеги из госСМИ хихикают по углам: «При Зимовском такого не было...»

— Сразу оговорюсь: я никогда не обсуждаю состояние здоровья своих знакомых и друзей по этическим соображениям. Что до самого вброса, то он настолько «советизирован», что, не скрою, посмеялся, чего уж...

Это уровень пятидесятых годов прошлого века, не хватало только подписи «Доброжелатель». Вы на Трампа посмотрите — и сразу поймете, что слоганом будущих политических кампаний в Беларуси будет «70 (80) лет - возраст расцвета политика и государственного деятеля».

МЕДИА, КОТОРЫЕ НЕ ОТВЕЧАЮТ ЗА БАЗАР

— Поэтому и общество индифферентно отнеслось. «Ну подумаешь, апоплексический удар, хи-хи, ха-ха… Вот вы бы слили, мол, поскользнулся в бане на банановой кожуре, тогда да».

В эпоху погони за хайпом даже в Беларуси формат «Бюллетень N98 о состоянии здоровья т. Сталина И.В.» не прокатывает. Белорусское общество, как общество позднесоветское, выросло на фразе «Бубликов умер, а потом он не умер». Над этим и хихикают, как вы утверждаете, коллеги в курилках.

— Но мы-то помним, что и во время вашей работы на руководящих должностях в отечественных СМИ таких вбросов тоже было немало - мы насчитали примерно с полдюжины. В чем разница между фейками телевизионной эпохи и сегодняшними, которые родом из соцсетей и интернета?

— Вы совершенно правы, «фейк» рассчитан на социальные сети, на tactical media, которые никогда не отвечают «за базар». Такова их природа и особенность. А правильно заточенные традиционные СМИ, телевидение в первую голову, служат инструментом для распространения не фейков, но хорошо подготовленной дезинформации.

Да, у меня есть изрядный опыт работы с дезинформирующими материалами. Только учтите, что умышленная дезинформация разрабатывается и реализуется как часть некоего замысла, по большей части явно не артикулируемого. А, ну еще 1 апреля, разумеется!.. Если инфу вбрасывает микроблогер - ну какой с него спрос, у него ж микромозги, а у его читателей и того нет. А вот если на экране безвкусно одетая жэншчына с постным лицом говорит: «Мы перарываем нашы перадачы экстраным выпускам навін», - вот тут уже белорус кричит своей Антоле, каб зрабiла грамчэй.

СТЕКЛЯННЫЙ... ДЛЯ УВЕРЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

— В Беларуси «незалежныя медыi» хором убеждают друг друга, что вбросила «рука Москвы» - мол, телеграм-канал «Незыгарь» принадлежит целому директору ТАСС. Не находите странным такое оперативное расследование инцидента? Не из Минска ли это все прилетело?

— Фейк о состоянии здоровья главы государства был сфабрикован в Беларуси, конечно. Я сделаю одно допущение, вы можете его принимать на веру, а можете не принимать. Фейк этот родился из дела местных «врачей-вредителей». Просто кто-то из интересантов решил, скажем так, поквитаться. В пользу моей версии говорит структура первоначального текста и терминологические особенности.

А уж когда фейк был растиражирован таким информационным авторитетом, как «Незыгарь», на которого вчера еще молилась вся белорусская околополитическая босота, разразился гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал.

— В белорусских негосударственных СМИ последние месяцы как-то необычайно увлеклись российскими телеграм-каналами. Связано ли это с традиционным для белорусского медиапространства дефицитом «сливных бочков»? Или просто мода на Telegram, как и все прочие инновации, дошла до Беларуси с опозданием?

— Телеграм-каналы для белорусских негосударственных, да и остальных здешних СМИ - это как для дурака стеклянный… Ну, вы поняли. Белорусские пользователи порезали себе об Telegram все руки, теперь рыдают в голос. Для людей, все еще неуверенно набирающих свою фамилию в «Одноклассниках», мессенджер имени Дурова столь же притягателен, как и билет в цирк имени другого Дурова. Тут-то они и нарвались.

А ведь сколько раз уже накалывались? То молились на ОРТ, потом на НТВ, потом на «Рен ТВ» времен Ирены Лесневской и Марианны Максимовской или, как сейчас, на русские анонимные каналы в Telegram...

Ну зачем вам русские анонимы? Вы своих анонимов заведите, да и полощите там уладныя анучы, гоните сплетни свои, родные, белорусские. Нет, ссыкотно!.. И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что эти люди тайно посещают сайты телеканала «Дождь» и радио «Эхо Москвы». А когда «Дождь» и «Эхо» объективно займут... не говорю «пропутинскую» позицию, но хотя бы «пророссийскую» - то-то будет вал удивления и негодования!

БЕЛОРУССКОЕ МЕЛКОТЕМЬЕ

— Как вам оперативность опровержения президентской пресс-службы? «Незалежныя медыi» утверждают, что опровержение на третий день - это, мол, поздно. Насколько быстро стоит опровергать фейки и всегда ли стоит их опровергать?

— На вечерних курсах пресс-секретарей при нашем ЖЭКе слушателям сразу внушают, с первой минуты занятий: «Запрещается комментировать любую информацию из не верифицированного источника». Собственно, тут и заканчивается внутрибелорусская дискуссия на тему «рано/поздно». Если же хотите высший пилотаж, то профессионалы моего поколения помнят, как пресс-служба Елисейского дворца работала с медиа (у президента Франции Франсуа Миттерана был рак простаты). Кому интересно - не поленитесь, сами почитайте.

А у нас что выросло - то выросло. И сейчас вся Беларусь знает про существование условного «Незыгаря». Он-то свою задачу решил блестяще, заставив поработать на себя всю машину пропаганды европейского государства средней величины. Мысленно я ему аплодирую. Только вот при мне такой номер прокатить не мог (см. выше).

Зато с этого момента вся Беларусь будет качать новости про свою, белорусскую подковёрщину откуда? Правильно, из анонимного телеграм-канала, и что вдвойне обидно - из русского. (Смеется.)

А уж эта сетевая структура с удовольствием такой возможностью воспользуется. Помяните мое слово, инфа о Беларуси будет там появляться с завидной регулярностью и с завидной же оскорбительностью для местных властей. Ну а чего обижаться, вы ж его сами распиарили, безвозмездно. То есть даром.

Но, простите за трюизм, нет худа без добра. Факт налицо: политическая минская тусовка живет, под собою не чуя страны, чисто по Мандельштаму. И наконец-то до всех дошло, что в Беларуси существует огромный запрос на политическую сплетню. Вот тот, кто начнет эти сплетни белорусам поставлять - его, может, даже наградят или деньгами отблагодарят читатели.

— На текущем этапе белорусско-российских отношений какие темы, касающиеся РБ, в российском медиаполе гарантированно являются инициированной из Кремля кампанейщиной, а какие столь же гарантированно не являются? Какое место занимает наша синеокая родина в общем объеме производимого в РФ медиаконтента?

— Вам мой ответ может не понравиться. Кремль не инициирует информационных кампаний против Беларуси. Напротив, в Сочи вот даже приглашают, во всероссийскую здравницу. Так что насчет кампанейщины - это в вас говорит пресловутая «белорусоцентричность». Черноморск - вольный город, пикейные жилеты, вот это всё.

На деле информация о Беларуси - периферия российского новостного потока. Белорусологи московские, чтобы не умереть с голоду, сами колупаются в новостях белорусских источников в поисках, чего бы им такого проанализировать.

Кстати, только что опубликованы итоги российского телесезона «осень 2017/лето 2018». Ни одна политическая и/или аналитическая телепрограмма, ни один выпуск новостей российских телеканалов, попавшие в топ, ни словом, ни полусловом не упоминали Беларусь. Потому что, как коллеги говорят, «мелкотемье».

При этом, хочу заметить, массив информации о «Белоруссии», который все же прокачивается через российские федеральные и региональные СМИ, носит максимально благожелательный либо нейтральный характер. Всё время какие-то ансамбли белорусские колесят по России, на манер гастролей «тамбовского хора». В регионы прибывают белорусские делегации, культуртрегерство белорусское в России цветет.

Военные активно сотрудничают. Танковые биатлонисты и даже, представьте себе, снайперы демонстрируют полное братство по оружию. Конечно, уголовная хроника не обходится без участия белорусов. Ну а как вы хотите, когда в России только наших сограждан миллион? Бывает, кто-нибудь и напьется, а выход - в преступлении. Знатный овцевод Сергей Данкверт, опять же…

Да, российская пресса немедленно делает стойку, если политический Минск допускает хотя бы намек на нелояльность. Но это происходит условно-рефлекторно, по Павлову, практически без команды. Тут тоже все просто, и любая тетка-пассажирка из плацкартного вагона экспресса «Звязда» в случае дискуссии вам в считанные секунды объяснит, что вы сидите на шее у России, получаете от Путина миллиардные долларовые дотации, поэтому извольте соответствовать. А потом, не сделав никакого перерыва, будет нахваливать белорусские молокопродукты.

Вот российские медиа - они примерно так по Беларуси и работают. Да и вообще, цвет носков Владимира Семашко может на этом историческом этапе оказаться для российской прессы важнее, чем переориентация нефтяного транзита из Вентспилса в Усть-Лугу.

Интервью опубликовано: «Белгазета», №28 (1154) 7 августа 2018 г. Тема недели

«Своих анонимов заведите, да и полощите там уладныя анучы»