— А что, Александр, понравились ли тебе голландцы?
— Зело понравились, государь.
— И чем они тебе понравились?
— Много знают, государь.
— А понравились ли тебе голландки?
— Нет, не понравились, государь.
— А что так, Александр?
— Много знают, государь.
Во второй половине 90-х годов прошлого века я оказался в Голландии. Собственно, в Голландии меня интересовали четыре вещи: голландская селёдка, голландский сыр, делфтский фаянс и большие и малые голландцы. По Голландии я путешествовал на автомобиле, и внезапно (sic!) увидел дорожный указатель «Breda». «Тихо, тихо, — задумался я, — что у нас было в Бреде?» И представьте себе — вспомнил. «Сдача Бреды», Веласкес.
Причины бедствий английского флота были хорошо известны Генеральным Штатам, у которых создался план предпринять энергичное наступление к английским берегам и главным образом в устье Темзы. Мирные переговоры в Бреде, продолжавшиеся почти до лета, а также поздняя и жестокая зима затянули выполнение плана. По настоянию Людовика XIV Голландия начала военные действия после продолжавшейся всю зиму энергичной подготовки.
Эта последняя была хорошо известна в Англии, как и план высадки. Многочисленные мероприятия для защиты главным образом устья Темзы не имели большого значения. Серьезно страна не готовилась к защите, а король настаивал на бессмысленном плане вести только крейсерскую войну, несмотря на горячие протесты сухопутных и морских начальников. Карл II не хотел их слушать; почему — было объяснено выше. Часть денег, предназначенных на жалованье командам, была растрачена.
Людовик XIV лавировал как и в прежние годы — начавшаяся весной Деволюционная война поглощала все его силы. Однако он обещал Генеральным Штатам послать свой флот им на помощь, и в то же время давал Карлу II деньги, предлагал войско для свержения парламента, взамен чего английский король не должен был мешать предполагавшейся аннексии испанских Нидерландов.
Де-Витт обещал французскому королю предпринять решительное нападение на английское побережье; ему было известно сколь мало Англия была к этому подготовлена. Крейсерская и каперская война продолжались обеими сторонами всю зиму, при чем неоднократно имели место сражения, как в отечественных водах, так и в обоих Индиях. В Англии дошли до того, что решили весной разоружить большинство самых больших судов; думали лишь об укреплении гаваней и Темзы. Разоруженные суда втаскивали, насколько возможно, вверх по течению и защищали бонами. Король и герцог принимали личное участие в руководстве работами, но несмотря на это они подвигались очень плохо и небрежно, не было должного контроля.
Надо упомянуть еще об одном предприятии голландцев: лейтенант-адмирал ван Гент предпринял в апреле экспедицию в Лейт, которая прошла довольно безрезультатно. Когда в мае снова наступили холода, пришлось почти совсем отказаться от этого предприятия. Но тут де-Витт начал проявлять большую энергию: де Рюйтеру было приказано подняться вверх по Темзе, разрушить там все суда, склады, верфи и нанести, по своему усмотрению, неприятелю наивозможно больший вред. 13 июня он вышел в море, через 2 дня был у Темзы, а 17 июня вошел в нее.
Бесконечные интриги и ссоры между людьми, стоящими во главе отдельных провинций в Нидерландах и вечные партийные раздоры, а также сильно распространившееся желание прекратить войну следует признать главными причинами того, что вместо ожидавшихся, согласно грандиозному плану, 88 линейных кораблей, 12 фрегатов, 24 брандеров, 18 резервных судов со всем необходимым количеством вспомогательных и транспортных судов де Рюйтер имел под своим начальством лишь 64 корабля, 20 мелких судов и 15 брандеров. Хотя это количество судов и представляло из себя внушительную силу, в особенности по сравнению с плохо подготовленными англичанами, но все же для поставленной задачи она была недостаточна. В этом году с де Рюйтером пошел лишь один депутат Генеральных Штатов, бесстрашный Корнелиус де-Витт, брат главы правительства.
Экспедиция в Темзу была проведена с блестящим успехом с 19 по 23 июня; особенно удачны были действия у Ширнесса, где все английские корабли, арсеналы и запасы были уничтожены. Зарево было видно в Лондоне. Из-за неблагоприятного ветра голландцам не удалось уничтожить 30 военных и коммерческих судов, стоящих у Грэйвсэнда. Большие затруднения представляло форсирование цепного заграждения, которое все же удалось голландцам. Де Рюйтер, Корнелиус де-Витт и много других адмиралов принимали лично участие в этих разнообразных экспедициях, сражениях на шлюпках и мелких судах, и им следует приписать большую долю успеха. Монк с войсками вышел из Лондона; в столице царила паника, многие начали спасаться бегством. Монку оставалось еще сделать массу распоряжений для защиты страны, выполнявшихся небрежно и наспех, например, затопление судов и т. п. Англичане понесли громадные потери в людях. 24 июня де Рюйтер был уже вне Темзы.
Де Рюйтер еще раз доказал свои высокие нравственные качества, запретив убивать мирных граждан и захватывать их имущество. Голландцы высказывали к этому большое желание, так как в прошлом году англичане, во время экспедиции к голландским берегам, разрушили до основания все близлежащие рыбацкие селения.
Последовала блокада Лондона и Темзы, проведенная 80 кораблями де Рюйтера; цены в Лондоне повысились до небывалых размеров. Чтобы произвести еще более сильное давление на Англию, де Рюйтеру было приказано еще раз подняться вверх по Темзе. В начале июля он дошел до Грэйвсэнда; операция против Гарвича, однако, совершенно не удалась, хотя там уже успели высадить десант в 2000 человек. На Темзе в августе произошел еще ряд стычек, в которых чаще всего брандеры действовали против брандеров; англичане потеряли при этом дюжину, голландцы — половину этих судов. Обратный выход голландцев из Темзы может считаться образцом военно-морского искусства.
Де Рюйтер тем временем беспокоил частью своего флота западные острова Ла-Манша и острова Сцилли. Хотя мир был заключен 21 июля в Бреде и его ратификация последовала через пять недель и война в отечественных водах должна была продолжаться лишь до 5 сентября, де Рюйтер получил приказание крейсеровать до конца апреля перед устьем Ла-Манша. Сильная заболеваемость и свежая погода заставили его флот уже 10 октября вернуться в отечественные воды.
Итак, после долгих переговоров мир в Бреде был заключен 21 июля 1667 года.
Несмотря на успехи последних лет, Голландии пришлось заключить мир на невыгодных для нее условиях: она потеряла некоторые колонии, должна была снова обязаться первой производить салют английскому флагу, приспускать свой флаг перед английским и спускать марсели. Однако крупным судовладельцам и коммерсантам удалось добиться ограничения этих оскорбительных для самолюбия нации правил. Франция немедленно заключила мир с Англией.