По многочисленным просьбам трудящихся делаю вот это лирическое отступление о рабстве, как таковом.
Рабство есть самая древняя форма экономики, появившаяся на свет вместе с человеком. Чтобы изобрести рабство, человеку не надо было долго думать. Берёшь другого человека — заставляешь его работать. Основной стимул к работе в этом случае страх. Не будешь работать — убьют и съедят. Позже — просто убьют за отсутствие трудового энтузиазма.
Цивилизации Древнего Востока и Междуречья не знали юридически оформленного рабства. Это дело довели до ума древние греки. В V веке д. н.э. в Афинах было около 80.000–100.000 рабов на 30.000–40.000 свободных граждан. Натурально, граждане вели духовно насыщенную жизнь.
Римляне подняли потенциал рабовладельческой экономики на небывалую высоту. В 125 году д. н.э. в Италии было примерно 4.400.000 свободных граждан и 600.000 рабов; к 43 году д. н.э. было уже 4.500.000 свободных и 3.000.000 рабов.
Юридически раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как придаток к земле. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является идеальным произволом; господин может раба продать и/или убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) — отношения, конструируемые лишь de facto: потрахались, и разошлись по баракам. Сейчас это в Беларуси называется «обыкновенное, юридически незакреплённое сожительство», почему-то определяемое в соцсетях термином «жить в гражданском браке» (это безграмотный термин, не используйте его).
Рабство устанавливалось следующими способами:
1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным);
2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором;
3) продажей в рабство;
4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).
Не следует забывать, что античные рабовладельческие цивилизации были исключительно городскими, и всячески подавляли деревню. Деревня также была основным местом применения рабского труда.
Аристотель на этот счёт высказался с философской прямотой:
«Если говорить о желательном порядке, то лучше всего, чтобы землепашцы были рабами. Они, однако, не должны принадлежать к одной народности (homophylon) и не должны обладать горячим темпераментом; именно при таких условиях они окажутся полезными для работы и нечего будет опасаться с их стороны каких-либо попыток к возмущению».
С падением Западной Римской империи рабство никуда не исчезло. Начиная с короля бургундов Гундобада (490 A.D.), далее в эпоху Каролингов et cetera, документы обычно объединяют людей рабского состояния под единым названием «mancipia» (челядь), которое в классической латыни было синонимом рабства, а в вульгарной стало обозначать нечто довольно расплывчатое: «людей, зависимых от господина».
Все варварские «Правды» содержат положения о рабах, порядке их использования, отлова и принадлежности.
Вот, например, «Баварская правда»:
1. Если кто ударит чужого раба в гневе, должен уплатить один тремисс.
2. Если кровь прольет, должен дать половину солида.
3. Если на него совершит противозаконное нападение или ударит в голову так, что череп обнаружится или пробьет вены, или рана опухнет, должен уплатить 1 солид.
4. Если он его так ударит, что выбьет поломанные кости, должен уплатить солид с половиной.
5. Если его ударит так, что называют внутренней раной, и если его так изобьет, что оставит полуживым, то за это должен уплатить 4 солида.
6. Если глаз или руку, или ногу отрежет, то 6 солидов должен уплатить.
7. Если отрубит большой палец, должен уплатить 4 солида. За ближайший к нему палец и за мизинец — 2 солида надо уплатить и за 2 средние пальца солид с половиной должен уплатить.
8. Если нос пробьет, должен уплатить 2 солида.
9. Если искалечит нижнюю губу или ухо, или веко (нижнее), должен уплатить солид с половиной; за верхнее же надо платить 1 солид.
10. Если выбьет коренной зуб, должен уплатить 3 солида. За другие же уплатить по 1 ½ солида.
11. Если ухо отобьет, должен уплатить солид с половиной. Если ухо пробьет, должен уплатить 1 солид. Если сделает его глухим, или так ранит, что останется хромым и если его в реку столкнет с берега или с моста, то во всех этих случаях должен уплатить композицию в 4 солида.
12. Если его убьет, должен за него уплатить его господину 20 солидов.
В Салической, Бургундской и прочих правдах мы видим то же самое. Неудивительно, что и в "Русской Правде" раздел о рабах (челяди), разработан детально и чётко:
32. О челяди. Если челядин скроется (у кого-либо), а (об его пропаже) объявят на торгу и в течение трех дней (после этого) не вернут его (прежнему господину), то, опознав его на третий день, он (т.е. прежний господин) (может) взять своего челядина, а тому (т.е. укрывателю) платить 3 гривны штрафа. <...> 38. Если опознает кто (свою) челядь. Если кто опознает и возьмет своего украденного челядина, то он (должен) вести его согласно деньгам (полученным при его перепродаже) до третьего ответчика, (у которого он) берет челядина вместо (своего) челядина, а этому (ответчику) дать опознанного, пусть ведет свод до конца, ибо это (т. е. челядин) не скот, и нельзя сказать «не знаю, у кого купил», но (следует) согласно показаниям (челядина) итти до конца (свода); а когда окончательно будет найден вор, то возвратить (опознанного) челядина (его хозяину), третьему ответчику взять своего (челядина), а вор платит убытки (хозяину) за украденного челядина и князю 12 гривен штрафа. <...> 99. если же будет приплод от челяди или от скота, то это все взять (опекаемым); если же (он) что-либо утратил, то за все ему (следует) заплатить тем самым детям наличностью; если даже отчим возьмет (под опеку) детей с (их) наследством, то условия договора (будут) те же.
Правовые положения "Русской Правды, как известно, чуть менее, чем полностью легли в основу Литовских Статутов. Что касается дальнейшей судьбы рабовладения, теперь уже конкретно на территории Средневековой Беларуси, затем Великого княжества Литовского и, затем, Речи Посполитой, то оно просуществовало почти тысячу лет — с IX по первую половину XIX века.
Вот краткие извлечения из Литовский Статутов, касающихся рабов и рабовладения в целом (Статут 1566 г.):
АРТЫКУЛЪ 9.
Хто бы на человека вольного и невольного права доходити не хотЂлъ.
Тежъ еслибы который человЂкъ не похажалый або челядинъ невольный за кого зашолъ, а повЂдился быти вольнымъ, а онъ панъ, чій человЂкъ або челядинъ, просилъ у въ оного пана права, а тотъ панъ ему на него права дати не хотЂлъ; тогды таковый маеть притягненъ быти ку праву земскому. А естьли тотъ панъ, чій человЂкъ непохожій або челядинъ, зыщетъ правомъ ижъ его отчичъ або невольникъ, а на оного пана, въ кого тотъ человЂкъ, переведетъ правомъ, ижъ въ него просилъ справедливости разъ и два, а онъ не далъ; тогды тотъ панъ маеть навезати оного человЂка або челядина отъ того часу, якъ въ него права просилъ, за кождую недЂлю по шести грошей, а естли бы втекъ, тогды маеть платити потому, яко вышей о головщизнах написано.
АРТЫКУЛЪ 10.
О челядь невольную, которая втечеть отъ пана своего.
Уставуемъ, кгды бы хто чію челядь невольную вывелъ, або вЂдаючи заказъ въ себе переховывалъ, а то бы на него правомъ было переведено; тогды таковый повиненъ будеть ту челядь отъискати, а одыскавши тому пану отдати. А гдЂ бы не могъ одыскати, або не хотЂлъ; будеть повиненъ тую челядъ самъ цЂною платити, яко выше написано, и шкоду оправити отъ того часу, отъ которого ему тая челядь не робила, мужику и жонцЂза кождую недЂлю по шести грошей.
АРТЫКУЛЪ 12.
Хто бы в голодъ челядь свою выгналъ.
Тежъ уставуемъ, естьли бы хто в голодъ челядь свою неволную выгналъ або выбилъ зъ дому своего прочъ, не хотечи ее кормити и переховывати; таковые вжо не мають быти невольными, але вольными. А вЂдьже тымъ обычаемъ, ижъ коли тую челядь выбьеть, тогды се они оповЂдати мають врядникомъ въ повЂтЂ або вряду мЂстскому бурмистромъ або мЂщаномъ, ижъ ихъ выбилъ а кормити не хотЂлъ; а тые, которимъ се оповЂдають, мають обослати того пана, чія челядь, естьли зознаеть, же для голоду выгналъ ихъ изъ дому не хотечи кормити, тогды оная челядь вЂчнЂ маеть быти вольна.
Отдельной статьи также удостоились рабыни, которых в ВКЛ делили на три разряда.
АРТЫКУЛЪ 13.
Невольницы мають быти троякихъ причинъ.
Тежъ уставуемъ, ижъ неволницы мають быти троякихъ причинъ: первые которые суть здавна въ неволи, або зъ невольныхъ се родятъ; другіе которые полономъ заведены суть изъ земли непріятельское; третіе коли бы се сами въ неволю поддали, а хто бы, ведаючы жонку неволную, въ малженство понялъ, хотя человЂкъ вольный, тогды таковый самъ и дЂти ихъ въ неволи быти мають. А естьли бы се невЂдоме поняли, а одинъ зъ нихъ будучи вольнымъ не хотЂлъ въ въ томъ быти; тогды того жъ часу мають се втечи до права духовного, ведле которого ихъ мають розвести, а по розводЂ таковый вольный маеть зостати вольнымъ, а невольный, неволнымъ.
В целом же, говоря об экономике Полоцкой земли накануне Великого Западного похода монголов, следует отметь вот что. Про охоту на людей было сказано выше. Но кроме продажи невольников за пределы Полоцкой земли, полоцкие Рюриковичи осуществляли и вполне осмысленную земельную политику. Заключалась она в том, что СНАЧАЛА захватывали рабов, а ПОТОМ селили их на земле, принуждая к обработке.
Полоцкие князья, как и их соседи по средневековой Руси, начали сажать челядь на землю, применять рабовладение к землевладению. Признаки частной земельной собственности в Средневековой Беларуси оформляются, как и было сказано, к середине XII столетия.
Землицей обрастают во-первых, сами князья; во-вторых, старшие княжьи дружинники; и в-третьих, Церковь (митрополичьи и епископские кафедры и монастыри). Практически все сведения о земельной собственности XII века выделяют главный отличительный признак: княжеская и остальная владельческая земля населялась и эксплуатировалась рабами; это сёла с челядью. Об этом и летописи нам говорят.
На этом лирическое отступление можно считать законченным, ибо Литва уже бьёт копытом в двери Полоцкой земли.
(последует)