Большая часть добываемого в мире золота физически проходит через Швейцарию, и в особенности через кантон Тичино. Четыре крупнейших аффинажных завода в мире расположены на швейцарской земле.
Трудно себе представить огромное количество золота, ежегодно прибывающее в Швейцарию. В 2011 году в страну было импортировано более 2600 тонн необработанного золота, общей стоимостью 96 млрд швейцарских франков ($103 млрд), что стало рекордом. Объем импорта золота более чем удвоился за последние десять лет, без учета металла, проходящего через швейцарские свободные порты. В 2010 году объем импорта золота в страну составил 2,326 тонн. С 1990 по 2007 гг. Швейцария импортировала от 1,000 до 1,600 тонн золота в год, общей стоимостью 15,7 млрд швейцарских франков в 1994 году и 32 млрд в 2007 году.
Чтобы получить представление о значении Швейцарии в индустрии переработки и торговли золотом, надо упомянуть следующее: объем первичной мировой добычи золота в 2011 году составил 2,700 тонн, по данным Геологической службы США.
Если к этому числу добавить золото, получаемое от мелких скупщиков по всему миру и от нелегальной добычи, а эти показатели не учитываются в официальной статистике, то окажется, что две трети золота в мире проходит через Швейцарию.
«Швейцария в среднем перерабатывает около 70% мирового золота в год», говорит Фредерик Панизутти (Frédéric Panizzutti), спикер женевской компании по торговле золотом MKS (Switzerland) SA, которой принадлежит аффинажное предприятие Pamp, расположенное в Кастель Сан Пиетро в Тичино.
Четыре из шести
«На шесть аффинажеров в Списке Хорошей поставки (Good Delivery List) приходится 90% оборота. Четыре из них базируются в Швейцарии», добавляет он. Список Хорошей поставки – это система сертификации качества Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association) (LBMA)), индустриальной ассоциации рынка золота.
Поэтому велика вероятность того, что кольцо у вас на пальце или слиток в вашей тумбочке был сделан из золота, переработанного компаниями Valcambi (г. Балерна), Pamp (г. Кастель Сан Пиетро), Argor-Heraeus (г. Мендрисио) или Metalor (г. Нюшатель).
Как Швейцарии удалось занять такую выгодную позицию? «Ответ очень прост», говорит Панизутти. «Эта страна исключительно безопасна и обладает эффективной логистической и финансовой системами. Это очень важные факторы для индустрии драгоценных металлов».
Как Бордо для вина
Швейцария для золота это все равно что Бордо для вина, отмечает Жиль Лабарт (Gilles Labarthe), журналист и автор книги об африканском золоте. «Помимо долгой исторической традиции, существует вся необходимая инфраструктура и сервисы».
«К тому же не стоит забывать о важности золотого рынка Цюриха», сказал Лабарт. «И еще несколько лет назад основная лоббистская группа этой индустрии, Всемирный совет по золоту, базировалась в Женеве».
Репутация торговой марки «Сделано в Швейцарии» полностью оправдана и в отношении золота, говорит Лабарт. «Золото перерабатывается согласно правилам «четырех девяток» или 99,99%, что является исключительной степенью чистоты. Владение слитком, произведенным в Швейцарии, — это гарантия качества, где бы вы ни оказались», объясняет он.
«Аффинажеры производят не только золотые слитки, но и полуфабрикаты, такие как монеты и медали, требующие высочайшей степени точности. Швейцария всегда оставалась на высоте по качеству и нет причин, по которым ситуация сегодня изменилась бы», отмечает Панизутти, проводя параллель между переработкой золота и производством часов в Швейцарии.
Поэтому не удивительно, что три из пяти аффинажных предприятий, которым LBMA даровала титул «рефери» контроля качества золота, переработанного в компаниях членах ассоциации, базируются в Швейцарии: Pamp, Argor-Heraeus и Metalor.
Тичино впереди
Аффинажеры – это в основном сервисные предприятия. «Как правило, они получают золото от своих клиентов и доводят его до стандартной степени чистоты. Клиент затем решает забрать ли золото назад или продать его на рынке или самому аффинажеру», объясняет Панизутти.
Если посмотреть на географическое расположение швейцарских аффинажных предприятий, то мы увидим, что они находятся совсем рядом друг с другом. Помимо расположенного в Нюшатель
Metalor, остальные три находятся в округе Мендрисиотто в южной части кантона Тичино, прямо у итальянской границы.
Основная причина тому – историческая. «В 1970-х и 80-х гг. Италия была крупнейшим в мире производителем ювелирной продукции и получала очищенное золото для нужд индустрии из Тичино», отмечает компания Valcambi.
Сегодня основными продуктами швейцарских аффинажеров являются не полуфабрикаты для ювелиров или часовщиков, а золотые слитки.
«За последние десять лет цена на золото выросла вчетверо», отмечает Панизутти. «Сегодня золото играет ключевую роль в сохранении капитала. Учитывая недостаток доверия к финансовым рынкам, его считают видом страхования, потому что у него нет кредитного риска. Можно сколько угодно печатать деньги, но золото напечатать нельзя».
Швейцарская золотая индустрия
Шесть швейцарских находятся в Списке Хорошей поставки LBMA. Это означает, что они отвечают всем стандартам качества, принятым в этой организации.
Valcambi SA (г. Балерна), основана в 1961 году, сегодня является частью американской горнодобывающей группы Newmont Mining Corporation, аффинажные мощности – около 1,400 тонн в год, 165 сотрудников.
Pamp SA (г. Кастель Сан Пиетро), (1977 – MKS SA Geneva), аффинажные мощности – около 450 тонн в год, 160 сотрудников.
Argor— Heraeus SA (г. Мендрисио), основана в 1951 году, аффинажные мощности – 400 тонн в год, 230 сотрудников в Швейцарии, Германии, Италии и Южной Америке.
Metalor Technologies SA (г. Нюшатель) существовала с 1852 под названием Martin de Pury & Cie, 1,650 сотрудников по всему миру, аффинажные мощности – 650 тонн в год.
Еще два аффинажера - Cendres + Metaux SA (Биль) и PX Précinox SA (г. Ла-Шо-де-Фонд) также сотрудничают с LBMA. Они не раскрыли объем своих годовых аффинажных мощностей.