Украина на протяжении многих лет выполняет для России роль коридора, ведущего на европейские газовые рынки. Из 193 миллиардов кубических метров природного газа, которые российская газовая корпорация «Газпром» перекачала на Запад в 2017 году, что составило почти 40 процентов общего объема поставок газа в Европу, 93 миллиарда кубометров поступили туда через Украину.
Однако, Москва сегодня стремится изменить ситуацию, существенно снизив роль Украины как транзитера газа. Со своей стороны, Киев надеется сохранить нынешнюю договоренность, поскольку транзитные пошлины ежегодно приносят экономике Украины около 2-3 миллиардов долларов США, что составляет около 3 процентов ВВП Украины. Помимо прочих факторов, по мнению Украины, транзит газа служит защитой против дальнейшей агрессии со стороны России.
Плачевное состояние внутреннего энергетического сектора Украины, для которого характерна устаревшая инфраструктура, чрезмерное государственное регулирование, неконкурентная ценовая политика и ограниченное разнообразие источников поставок, означает, что Украина экономически и стратегически зависит от транзита российского газа и продолжает приобретать природный газ и каменный уголь в России, несмотря на открыто враждебные отношения между Киевом и Москвой.
Эта газовая зависимость, впрочем, является до некоторой степени обоюдной. Обширная сеть трубопроводов, пересекающая территорию Украины, дает Киеву определенное геополитическое влияние в ее нынешнем конфликте с Россией, поскольку Москве необходим бесперебойный поток доходов от поставок газа в Европу. Однако, это влияние стремительно тает, а ныне действующее соглашение о транзите газа между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» истекает 1 января 2020 года.
Проект расширения существующего газопровода «Северный поток», известный как «Северный поток-2» — это попытка России снизить свою зависимость от украинского транзитного коридора. Новый маршрут позволит «Газпрому» увеличить прямые поставки остро нуждающейся в природном газе Германии через Балтийское море. Трубопровод длиной 1230 километров должен пройти по дну Балтийского моря от российской Усть-Луги до германского Грейфсвальда.
«Северный поток-2» будет работать параллельно с первым газопроводом «Северный поток», что позволит России дополнительно направлять на европейский рынок 55 миллиардов кубометров газа и удвоить общую пропускную способность проекта. Ввод в эксплуатацию этого трубопровода и запуск «Турецкого потока» усилит влияние Кремля на энергетическую безопасность Европы, и, прежде всего, поставит под вопрос экономическую и физическую безопасность стран Центральной и Восточной Европы, причем в первую очередь – Украины. Несмотря на протесты со стороны Соединенных Штатов и ряда европейских стран, политический и экономический импульс стоящий за «Северным потоком-2», вероятно, слишком велик, чтобы его можно было преодолеть.
Европейские лидеры и частные заинтересованные стороны настаивают на том, что «Северный поток-2» является чисто экономической инициативой, осуществление которой будет способствовать укреплению энергетической безопасности Евросоюза за счет увеличения объема поставок. Сторонники проекта утверждают, что более дешевый газ обеспечивает большую степень безопасности. Это заблуждение. Когда этот дополнительный газ поступает из России, которая постоянно использует свои поставки энергоносителей в качестве инструмента влияния, такое положение нельзя считать безопасным. Фактически, напротив, это означает усиление зависимости Европы.
Швеция, Финляндия и Германия уже предоставили официальные разрешения на прокладку «Северного потока-2» через свои исключительные экономические зоны, а единственной неприсоединившейся страной осталась Дания. Впрочем, Копенгаген в ближайшее время может изменить свою позицию. Последняя надежда для Украины сохранить свое значение как транзитной страны, связана с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая в настоящий момент оказалась в центре конституционного кризиса, связанного с проблемами иммиграции.
Меркель, некогда горячая сторонница «Северного потока» и более низких цен на газ, которые реализация этого проекта принесла бы экспортоориентированной экономике Германии, в последнее время несколько более сдержанно высказывается о своей поддержке. Ключевые члены коалиции, включая ее собственную партию Христианско-демократический союз (ХДС), выразили озабоченность по поводу экологических проблем, связанных с проектом, а также некоторых вопросов безопасности. Другие политические силы, такие как Христианский социалистический союз (ХСС) и даже часть Социал-демократической партии (СДП) недвусмысленно возражают против формирования особых отношений с Россией. В результате Меркель вновь вернулась к вопросу о «Северном потоке-2», сказав президенту Путину в телефонном разговоре в апреле, что проект не может быть реализован без транзитных гарантий для Украины.
В то же время, украинский внутренний энергетический сектор сталкивается с целым рядом проблем. Девальвация национальной валюты, коррупция, чрезмерное государственное регулирование, неконкурентные тарифы на разведку и добычу нефти и газа, нехватка квалифицированной рабочей силы и снижение цен на газ – основные препятствия, которые предстоит преодолеть Киеву. Более того, слабый и нестабильный банковский сектор ограничивает возможности кредитования для финансирования импорта или новых внутренних проектов, необходимых для модернизации отрасли.
Нужно отдать должное Киеву – украинские власти начали беспрецедентный процесс либерализации экономики. Из рынка, полностью зависевшего от прямых поставок из России, газовый рынок Украины сегодня превратился в более современный механизм, где действуют десятки газовых трейдеров, импортирующих газ из нескольких стран Евросоюза. Кроме того, потребление газа на Украине резко сократилось, в то время как внутреннее производство увеличилось до самого высокого уровня за два десятилетия. Однако, фундаментальные реформы, такие как разделение государственной нефтегазовой компании «Нафтогаз» на несколько самостоятельных компаний, постоянно откладываются украинским президентом и кабинетом министров.
Достижения в области возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики – еще одна надежда для Украины. В то время как более 50 процентов электроэнергии, потребляемой в стране, генерируется на атомных станциях – в этом Украина уступает лишь Франции – украинское правительство принимает меры по наращиванию мощностей солнечной и ветровой энергетики. В результате принятия в 2017 году соответствующего закона, Украина теперь может похвастать одними из самых привлекательных тарифов на континенте, которые предусматривают размер оплаты поставщикам намного выше, чем в среднем по Европе. Тем не менее, Украине предстоит еще долгий путь в направлении наращивания мощностей своих возобновляемых источников энергии.
На данный момент судьба «Северного потока-2» остается неясной. Но политические и экономические индикаторы свидетельствуют о том, что скоро этот проект станет реальностью. Если «Северный поток-2» вступит в строй, это станет серьезным ударом для трансатлантических отношений и энергетической безопасности Европейского Союза. Кремль уже не раз доказывал, что газ – это не сырьевой товар, а оружие, позволяющее влиять на соседей. Просто невозможно поверить, что укрепление доминирующего положения контролируемой государством корпорации «Газпром» означает повышение энергетической безопасности Европы.
Чтобы диверсифицировать источники электроэнергии, Украине необходимо наращивать сектор возобновляемых источников энергии, диверсифицировать поставки угля, а также поддерживать и модернизировать инфраструктуру ядерной энергетики. Наконец, чтобы защитить себя, Украине следует активизировать усилия по созданию прозрачного и конкурентоспособного газового рынка, менее зависимого от России. Она нуждается в таком внутреннем газовом рынке, который будет способствовать энергетической безопасности ЕС, а не ставить ее под угрозу.