Walmart повышает зарплаты, но планы компании по использованию большего числа работающих удалённо и повышению автоматизации труда ставят работников в незавидное положение.
Несколько недель назад руководители Walmart представили картину будущего компании, согласно которой планируется которая включает в себя большее количество внутренних проверок и расширение сферы по доставке продуктов питания – последнюю планируется расширить с 6 городов США до 100. Помимо этого планируется более широкое привлечение аутсорсинговых служб по доставке, сборке и монтажу мебели и электроники.
Walmart будущего всё больше уходит в сторону автоматизации. Это свидетельствует о жесткой конкуренции между Walmart, крупнейшим частным работодателем в мире и Amazon. Пара недавних исследований показывает, что это также является признаком того, что экономика США еще больше движется в сторону рынка труда, который менее зависит от самих рабочих.
Одно из исследований, проведенное Ариндраджитом Дубе из Университета Массачусетса в Амхерсте, Джеффом Джейкобсом и Сурешем Найду из Колумбийского университета и Сиддхартом Сури из Microsoft Research, попыталось установить насколько работники на удалёнке и сдельной оплате свободны в выборе задач и часов работы. Ответ важен для многих. Гибкие механизмы работы, в том числе краудсорсинговые платформы, такие как Uber, а также биржи фрилансеров и независимых подрядчиков, увеличились примерно на 50 процентов с 2005 по 2015 год. Эти рабочие места составляют 94 процента роста — почти весь чистый рост занятости в Соединенных Штатах за это время.
Это изменение может быть теоретически хорошим для рабочих, если гибкость экономики позволяет им легче переключаться между работодателями, чтобы воспользоваться преимуществами высокооплачиваемых предложений. Тем не менее, в своем анализе рынка онлайн-задач Amazon Mechanical Turk исследователи считают, что не всегда всё происходит столь радужно. Работники MTurk получают оплату за повторяющиеся задачи, такие как маркировка объектов, найденных на изображениях, или проверка номеров телефонов в ресторане. Согласно исследованию, заработная плата работников MTurk составляет менее 20 процентов от их производительности, другими словами, на каждый доллар стоимости, производимый на MTurk, работники получают менее 20 центов. По словам Найду, долю «туркеров» можно сравнить с долей от 50 центов до 80 центов с каждого доллара для рабочих в экономике США в целом. «Это говорит о том, что большая часть прибыли, генерируемой этой онлайн-платформой для рынка труда, захвачена работодателями» — пишут исследователи.
Почему так происходит? Одно из объяснений заключается в том, что Amazon разработала платформу для краудсорсинга, которая выгодна прежде работодателям; в конце концов, доход Amazon исходит от взимания платы именно с них. Если другие платформы, такие как Uber, имеют аналогичный дизайн, благоприятствующий покупателям услуг (по сути – работодателям – прим.ред.), то у работников, которые отказываются от работы на Walmart, не будет много возможностей для переговоров.
«Заработная плата будет падать» — прогнозирует Найду — «в целом поведение Walmart по отношению к своим сотрудникам представляется любопытным. Розничная торговля — один из секторов, которые вроде как не подходят для аутсорса, но, возможно, мы ошибались».
Второй столп подхода Walmart, автоматизация, также может быть плохим для рабочих. Компания удвоила использование самообслуживания в магазинах, согласно недавней презентации инвестора, а недавно реконструированные места имеют меньше полос, укомплектованных кассиром. Более того, в Инкубаторе Store №8, который экспериментирует с такими технологиями, как робототехника, виртуальная и дополненная реальность и искусственный интеллект, Walmart, согласно Recode, разрабатывает Project Kepler — магазин, подобный Amazon Go, без контрольных линий или кассиров.
Теоретически автоматизация не должна приводить к ликвидации рабочих мест или снижению заработной платы работникам. Она могла бы освободить рабочих для выполнения более высокооплачиваемых и сложных задач, генерировать потребительский спрос и создавать новые категории рабочих мест.
Дэвид Аутор из Массачусетского технологического института и Анна Саломонс из Университета Утрехта недавно опубликовали исследование по автоматизации, которое изучило данные по 28 отраслям в 18 странах ОЭСР. Они считают, что с 1970 года автоматизация не сократила рабочие места — фактически, она несколько увеличила их количество. Но с начала 2000-х годов автоматизация сократила долю рабочих в национальном доходе. «Этот вывод согласуется с тем, что автоматизация стала в последние десятилетия менее трудоемкой и более прибыльной» — пишут они.
Согласно их исследованиям, занятость рабочих, часы или заработная плата не уменьшились. Но доход бизнеса (за обозреваемый период) рос быстрее, чем общий экономический рост, причем владельцы получают все большую его долю. Дэвид Аутор предполагает, что эта тенденция может продолжаться по мере увеличения автоматизации. «Нет, роботы не возьмут на себя всю нашу работу», — говорит он в видеоролике для Брукингса. «Не стоит беспокоиться о количестве рабочих мест, однако о доходе работников уже пора начать переживать».
Walmart подвергается критике в течение многих лет за низкую зарплату и вред для здоровья работников. Компания также известна своей одержимостью в уменьшении затрат, что является фактором ее автоматизации. «Мы маниакально относимся к расходам, — рассказал Бретт Биггс, главный финансовый директор Walmart, на конференции инвесторов в марте. «Я думаю, что за последний год мы потеряли некоторые преимущества. Вы можете почувствовать, как мы работаем над их возвращением». Биггс рассказал собравшимся ностальгическую истории о своём прибытии в Walmart, когда он и его коллеги вытащили канцелярские принадлежности из своих столов и сложили их в одном центральном месте, а затем «испытали восторг», когда увидели как сократились расходы компании на канцелярию.
Тем не менее, в январе Walmart, значительно выиграв благодаря налоговой реформе Дональда Трампа, заявила, что повысит свою начальную почасовую оплату до 11 долларов США (около 19 000 долларов в год в течение 34-часовых недель), раздаст бонусы и предоставит больше преимуществ для штатных сотрудников.
Фактически, по мере развертывания стратегии, похоже, Walmart может воспитать относительно меньшую, лучше оплачиваемую основу сотрудников, которые дополняются автоматизацией и гибким персоналом на аутсорсе. Через десять лет «в магазине Walmart будет меньше партнеров… и мы увидим, что уровень заработной платы продолжает расти» — заявил исполнительный директор Walmart Дуг Макмиллон в ноябре в Нью-Йорке в «Экономическом клубе». «Нам бы хотелось, чтобы это происходило не только в Walmart, но и в розничной торговле, дабы иметь лучшую репутацию в отношении занятости».
Учитывая высокий оборот в розничной торговле Walmart рассчитывает на ликвидацию рабочих мест в основном естественным путём. Поскольку компания автоматизирует утомительные задачи, такие как поиск инвентаря на складе, она может предложить рабочие места, на которых платят больше: например, обслуживание клиентов и мерчандайзинг.
При этом Walmart пытается адаптироваться к быстрому росту Amazon, который в прошлом году сообщил о доходах почти 178 миллиардов долларов — около 315 000 долларов США на одного сотрудника. Walmart намного больше, с годовым доходом в 500 миллиардов долларов, но поскольку в нем работает примерно в четыре раза больше людей, этот доход составляет всего 217 000 долларов США на одного сотрудника. (Согласно Wall Street Journal, Walmart находится на ранних переговорах с страховщиком Humana о возможных деловых отношениях, таких как приобретение, которое станет способом диверсификации от розничного бизнеса)
Изменения в бизнес-модели Walmart могут быть особенно тяжелыми для молодых людей, которые выбирают розничную торговлю как сферу своей работы. Люди в возрасте от 16 до 24 лет составляют 23 процента розничных работников, что почти вдвое превышает их общее представление в рабочей силе США. Не все из них могут безболезненно поменять сферу; например, Убер требует, чтобы работникам было не менее 21 года, и им необходимо использовать четырехдверный автомобиль, соответствующий стандартам компании.
Прошло уже десять лет с тех пор, как анимационный фильм Pixar «Wall-E» представил людей толстыми существами, которых обслуживают роботы в космосе далеко над разрушенным ландшафтом Земли. Десять лет назад вымышленная злодейская корпорация Buy N Large рассматривалась как тонко завуалированная сатира на Walmart. Сегодня некоторые считают, что Amazon — более подходящее сравнение. Возможно, прежде чем какая-либо из этих компаний сожрёт весь мир, другой, подобный им конкурент, займёт вакантное место.
Оригинал: TheAtlantic