Почти 4000 лет назад царь Хаммурапи из Вавилона, Месопотамия, изложил один из первых законов.
Кодекс Хаммурапи является одним из самых старых переведённых документов. Он состоит из 282 законов, большинство из которых касается наказаний. Каждый закон учитывает статус преступника. Кодекс также включает в себя самые ранние из известных законов о строительстве, предназначенные для согласования желаний строителя и жильца и призванные обеспечить безопасность домов:
«229. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти.
230. Если он причинит смерть сыну домохозяина, то должно предать смерти сына строителя.
231. Если он причинит смерть рабу домохозяина, то должно отдать домохозяину раба за раба.
232. Если он уничтожит имущество, то он обязан возместить все уничтоженное им, и за то, что построил дом непрочно, так что он обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счёт.
233. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что упадёт стена, то он обязан возвести стену за свой счёт».
Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 году до нашей эры и занимал эту должность в течение 43 лет. В эпоху городов-государств Хаммурапи обеспечил рост своего скромного королевства (показатель где-то между 60 и 160 квадратных километров), завоевав несколько соседних государств. Удовлетворённый размером территории, которую он контролировал, Хаммурапи принялся совершенствовать управление своим народом.
«Оказывается, наш мир очень слабо защищен от угрожающей ему странной и
внезапной опасности».
— Артур Конан Дойл
Хаммурапи был справедливым правителем и заботился о благополучии своего народа. Он преобразовал территорию, заказав строительство оросительных канав для повышения производительности сельского хозяйства, а также снабдив города защитными стенами и крепостями. Хаммурапи также отремонтировал храмы и религиозные достопримечательности.
По сегодняшним меркам Хаммурапи был диктатором. Он, однако, не злоупотреблял своей властью, считал себя «пастухом» своего народа. Хотя вавилоняне держали рабов, у этих подневольных людей тоже были права. Рабы могли вступать в брак с другими людьми любого статуса, начинать бизнес и приобретать свою свободу, и они были защищены от жестокого обращения.
На первый взгляд может показаться, что мы мало чему можем научиться у Хаммурапи. Я имею в виду, зачем думать о древних вавилонянах? Они были просто фермерами-варварами, верно?
Но на самом деле мы не столь разные как кажется. Наши современные убеждения не отделены от тех, что были во времена Хаммурапи; они являются их продолжением. Ранние юридические кодексы являются предтечами тех, на которые мы опираемся сегодня.
Независимо от того, является ли страна диктатурой или демократией, одним из ключей к любой эффективной правовой системы является способность каждого понимать её законы. Мы понимаем несовершенство нашего закона, и одновременно можем оценить простоту Кодекса Хаммурапи в области практической справедливости без высоких принципов. Даже название «свод законов» вводит в заблуждение. У древних вавилонян не было эквивалентного термина.
В кодексе Хаммурапи подразумеваются три важных понятия: взаимность, подотчётность и стимулы.
У нас нет данных о том, как часто вавилонские дома рушились до и после внедрения Кодекса. Мы не знаем, сколько людей были казнены в результате несоблюдения строительных норм. Но нам известна сила человеческого инстинкта самосохранения, который лежит в основе нашего поведения. Желание избежать смерти — самый мощный стимул, который у нас есть. Если предположить, что люди чувствовали и думали так же 4000 лет назад, мы можем догадываться о влиянии Кодекса.
Представьте себя вавилонским строителем. Каждый раз, когда вы строите дом, существует риск, что он рухнет, если вы допустите какие-либо ошибки. И что делать? Предусмотреть максимально возможный запас прочности. Запланировать любые потенциальные риски. Вы не срезаете углы или не пытаетесь сэкономить немного денег. Независимо ни от чего, вы не собираетесь допускать каких-либо известных недостатков в строительстве. Это не стоит того. Вы хотите быть уверенным, что дом незыблем.
Теперь сравните это с убеждениями современных инженеров или строителей.
Самое худшее, с чем они могут столкнуться — штраф. Мы видели это во время урагана «Катрина» — погибло 1600 человек из-за наводнений, вызванных, в частности, плохим дизайном систем защиты от ураганов в Новом Орлеане. Анализ трагедии, что потоки, дамбы, насосы и ворота города были плохо разработаны и плохо обслуживались. Число погибших было больше, чем могло бы быть. И все же никто не был привлечён к ответственности.
Ураган «Катрина» считается катастрофой, которая была вызвана частично естественными причинами, а частично — искусственными. В последние месяцы, в Гренфелл-Тауэр в Лондоне, мы наблюдали последствия небрежного строительства. По меньшей мере 80 человек погибли в пламени, которое, как считается, загорелось случайно, но, согласно экспертным оценкам, возгорание стало сильнее из-за использования дешёвых строительных материалов, которые не прошли тесты безопасности.
Части Кодекса Хаммурапи, которые касаются законов о строительстве, крайне жестоки и иллюстрируют важную концепцию: запас прочности.
Вавилонскому строителю было недостаточно построить дом, который устоит перед естественными стрессорами. Непредвиденное событие — например, аномальная погода – могло обрушить строение и, в свою очередь, привести к смерти строителя, поэтому строители должны были обеспечить большой запас прочности. Чем больше, тем лучше. При ветре 59 миль в час мы не хотим находиться в доме, построенном, чтобы выдерживать 60.
Но наши текущие финансовые системы не стимулируют людей создавать широкие пределы безопасности. Вместо этого они обеспечивают обратное — способствуют опасному риску.
Нассим Талеб сослался на Кодекс Хаммурапи в эссе для «Нью-Йорк таймс», в котором описал способ предотвращения банкротства. Его решение? Прекратите предлагать бонусы за рискованное поведение людей, которые не будут платить, если результат плох. Талеб писал:
«… настало время для фундаментальной реформы: если любой человек, который работает в компании, независимо от его нынешнего финансового состояния, потребует финансовой помощи, финансируемой налогоплательщиком, то такая помощь не должна быть оказана. Фактически, вся оплата в системно важных финансовых учреждениях — крупных банках, а также некоторых страховых компаниях и даже огромных хедж-фондах — должна строго регулироваться».
Вопрос, по мнению Талеба, не является обычной жалобой на неравенство доходов. Вместо этого он рассматривает бонусы как асимметричные стимулы. Они вознаграждают риски, но не наказывают последующие ошибки, которые вызывают «скрытые риски в финансовой системе и становятся катализатором катастроф».
Бонусы поощряют банкиров игнорировать потенциал событий «Чёрного лебедя», причём финансовый кризис 2008 года является простым (или, скорее, субстандартным) примером. Вместо того, чтобы игнорировать эти события, банки должны стремиться минимизировать причинённый вред.
В некоторых областях карьеры есть строгая система стимулов и препятствий, как официальных, так и неофициальных. Врачи получают повышение и уважение, если они хорошо выполняют свою работу, и рискуют тяжёлыми штрафами за медицинскую халатность. За исключением экспериментов, в которых пациенты полностью информированы и согласны с этими рисками, врачи не получают бесплатный допуск для рисков, которые наносят вред пациентам.
То же самое касается военнослужащих и сотрудников службы безопасности. Как писал Талеб, «мы доверяем военным безопасности нашей жизни, но не даём им щедрых бонусов. Они получают вознаграждение и честь в случае хорошо выполненной работы, и серьёзное осуждение, если терпят неудачу».
Хаммурапи и его советники были безразличны к сложным законам и системам. Вместо этого они хотели, чтобы Кодекс давал результат и был понятен всем. И Хаммурапи понял, как работают стимулы — урок, полезный в том числе для нас.
Когда вы объединяете стимулы каждого как с положительным, так и с отрицательным результатом, вы создаёте систему, которая заботится о себе. Талеб описывает Закон 229 Кодекса Хаммурапи как «лучшее правило управления риском, созданное когда-либо». Несмотря на варварский на современный взгляд подход, он учитывал определённые трюизмы. Строители обычно знают больше о строительстве, чем их клиенты, и могут использовать неочевидные способы. После завершения строительства строитель может уйти с небольшой дополнительной прибылью, в то время как несчастный клиент неосознанно остаётся с небезопасным домом.
Небольшая дополнительная прибыль, которую строители могут генерировать, аналогична бонусной системе в некоторых современных отраслях. Он вознаграждает тех, кто принимает неразумные риски, обманывает своих клиентов и вредит другим людям ради собственной выгоды. Система Хаммурапи имела противоположный эффект; она объединяла интересы лица, получающего деньги, и человека, их платящего. Вместо того, чтобы строитель был мотивирован заработать как можно больше прибыли, а домовладелец — получить безопасный дом, они оба преследовали последнюю цель.
Кодекс иллюстрирует эффективность использования чувства самосохранения в качестве стимула. Мы чувствуем себя более безопасно в самолётах, которые управляются человеком, а не машиной, потому что, в частности, считаем, что пилоты хотят защитить свою собственную жизнь так же, как и нашу.
Когда нам не хватает стимула защищать себя, мы гораздо более подвержены риску безопасности других людей. Вот почему банкиры готовы пойти на вред своим клиентам, если это означает, что они получат существенные бонусы. И почему врачи-мужчины прописывали противозачаточные таблетки миллионам пациентов в 1960-х годах, не сообщая им о рисках (которые были в то время высокими). Вот почему компании, занимающиеся продажей вредных продуктов, таких как фаст-фуд и табак, довольны тем, что рискуют. Или почему британская инициатива по сокращению численности индийских кобр, с компенсациями тем, кто ловил змей, имела противоположный эффект. Или почему сотрудники Wells Fargo открывали миллионы поддельных счетов для достижения показателей продаж.
Стимулы возникают при отрицательных последствиях для тех, кто их эксплуатирует. Внешние стимулы основаны на внешней мотивации, которая легко идёт наперекосяк.
Когда у нас есть реальная заинтересованность в результате, то вы действуете так, как иначе не могли и представить. Мы действуем по-другому. Мы не торопимся. Мы используем мышление второго порядка и инверсию. Мы ищем доказательства или способ опровергнуть это.
Четыре тысячи лет назад вавилоняне понимали силу стимулов, но мы, похоже, с тех пор забываем о недостатках человеческой природы.