В американском политическом и биржевом сленге есть выражение «синдром Перл Харбора». Оно означает и как невиданное по масштабам фиаско, и реакцию на провал. Причём реакция эта всегда заключается в поиске виноватых.
Наверное, уже оскомину всем набили рассуждения о победе Трампа, которая зафиксировала крах системы, бесперебойно фильтровавшей кандидатов в президенты США почти 30 последних лет. Вот победа Трампа, как несистемной силы, которую никто в расчёт не брал – это и есть для политической Америки новый «Перл Харбор».
Отсюда лихорадочный поиск виноватых. С точки зрения американского истеблишмента, сбой и/или внутренний дефект в их прекрасной машине невозможен. Значит, кто-то сыпанул песка в бензобак. После этого все дружно поворачивают головы в сторону России. Почему?
Потому что срабатывают паттерны, созданные ещё во времена Коминтерна: раньше СССР культивировал связи с политическими маргиналами в надежде расшатать американскую систему, теперь это делают Путин и Кремль. И настолько успешно они это делают, что усадили Трампа в Овальный кабинет.
Конечно, Россия, в данном случае, чрезвычайно удобный объект для обвинений. Конгресс расследует связи Трампа с Россией. Трамп, в свою очередь, выносит на публику всё, что может связывать с Россией его обвинителей.
Вот пример. Представители новой администрации Трампа, один за другим, в ходе разных слушаний постоянно лгут под присягой. И на это никто не обращает внимания до тех пор, пока некая очередная порция лжи не связана с Россией. Это очень удобно, поскольку можно уводить в тень другие щекотливые темы, светить которые нет желания ни у республиканцев, ни у демократов.
В результате американцы видят совершенно невероятную, на первый взгляд, картину, которую им рисуют СМИ противоборствующих сторон: положительно, все политики первого эшелона и капитаны американского бизнеса «повязаны с Россией».
«Синдром Перл Харбора» набирает обороты. Надо предъявлять виновников, которые манипулируют простыми и не очень простыми американцами. А их-то и нет. «Русские хакеры» — тема благодатная. Но их нельзя пощупать руками.
Зато канал RT America есть. Вот он, штаб-квартира в Вашингтоне, бюро в Нью-Йорке, Майами и Лос-Анжелесе.
И тут же, в Вашингтоне, его транслирует американский спутниковый оператор с аудиторией в 14 миллионов подписчиков. Это не считая другие американские сети и кабельных операторов. Здесь следует отметить, что в Штатах, которые лидируют в сфере трансформации СМИ, фокус смещается от медиаформатов к контенту, который и определяет само медиа. Упоминаем National Geographic и все знают, что это про природу и зверюшек; говорим про CNN, значит, это у нас оперативное освещение, бодрая новостная журналистика. И вот, оседлав эту тенденцию, RT America устойчиво закрепилась в США как бренд, гарантирующий альтернативную точку зрения, информирующий вразрез с мейнстримными американскими СМИ. Скажу даже больше: RT America входит в пятёрку самых популярных в США международных новостных каналов. Есть от чего впасть в отчаяние? Безусловно.
В общем, умело компонуя цифры и рейтинги, можно создать полную иллюзию доминирования России в американском информационном пространстве. А дальше всё просто – сейте панику, бейте тревогу, ставьте вопрос о национальной безопасности.
Поэтому RT America просто взяли и поставили перед фактом. Запустили в действие FARA (Закон о регистрации иностранных агентов от 1938 года). Его кстати, ещё первый шеф ФБР Эдгар Гувер протолкнул для борьбы, опять же, с русским коммунизмом. Вот он теперь оказался очень кстати, когда пришла пора бороться с российским «информационным экспансионизмом». Старая добрая охота на ведьм продолжается.
FARA обязывает «иностранных агентов» раскрывать источники финансирования и состав учредителей. То есть сводит всю полемику к тезису «они вещают/действуют за деньги своих хозяев». И там есть ещё один важный очень для Америки нюанс. FARA позволяет блокировать попытки «иностранных агентов» воспользоваться возможностями перевести конфликтные вопросы в публичное судебное поле. Это значит, что любое гипотетическое судебное разбирательство по иску того же RT America можно объявить закрытым.
Действуя таким образом, США запустили механизм зеркальной реакции со стороны России. Разумеется, юристы-разработчики в Москве с удовольствием сообщили, что они взяли за основу американский опыт.
Натурально, таких ветеранов холодной войны, как «Голос Америки» и Русская служба Би-Би-Си требованием указывать во всех выпускаемых материалах, что они тиражируются иностранными агентами, не удивишь. Там это в названии присутствует.
Однако тем российским СМИ, которые работали на деньги и гранты иностранных государств, иностранных компаний и частных лиц, придётся засвечивать свои финансовые потоки. По реестру Роскомнадзора, в России насчитывается 46 таких компаний, они владеют 379 СМИ.
В итоге теперь информационная война развернётся не собственно с использованием СМИ, а с использованием данных про эти СМИ. Сейчас, в условиях потока фейковых новостей и широкого распространения «постправды», важна на полемика с источником, а дискредитация источника.
В нашем конкретном случае это, главным образом, будут публикации на темы «смотрите, какие они там себе зарплаты рисуют» и «о чем говорить – вам же дядя Сэм (дядя Путин) платит». То есть мы с вами вернёмся к «войне рупоров» и добрым старым Кукрыниксам.