Нет ничего необычного в самой инспекции, которую американцы вместе с канадцами и датчанами будут проводить на Украине. Всё это прописано в ДОВСЕ и в «Венском документе 2011 года».
В соответствии c положениями, содержащимися в Венском документе, каждое гоcударcтво-учаcтник имеет право проводить инспекции на территории любого другого гоcударcтва-учаcтника в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности. Инспектирующее государство может пригласить другие гоcударcтва-учаcтники принять участие в инспекции.
В начале года, к примеру, украинские инспекторы направили соответствующий запрос российской стороне и получили разрешение провести инспекцию на территории Ростовской области. Никаких препятствий здесь не возникло.
Я уверен, что и сейчас на украинской территории американцы без проблем смогут познакомиться с интересующими их объектами. И датчане, и канадцы, разумеется, тоже.
Вместе с тем, заявления Киева о том, что американские инспекторы пожелали посетить Крым, могут вызвать только здоровый смех и юмористическое переглядывание российских пограничников.
Поведение украинских товарищей напоминает известный эпизод «Золотого телёнка», когда Остап Бендер использовал милицейскую фуражку с гербом города Киева (ирония ещё и в том, что с 1917 года и до 60-х годов у столицы советской Украины не было никакого герба).
Так что перед нами фейковая новость в чистом виде, порождённая малограмотными киевскими штабистами-волонтёрами. Которые понятия не имеют об основах военно-дипломатических сношений.
Дело в том, что инспекция — это не когда пьяный украинский генерал выпадает из машины перед КПП украинской военной части и требует себе сала, баб, самогонки и дежурного по части. Инспекция – это комплекс чётко прописанных мероприятий, строго ограниченных в пространстве и во времени.
Например, есть такое понятие: «объявленное место». Объявленное место означает объект или точно очерченное географическое место, которое содержит один или более объектов контроля, представляющие интерес для инспекторов. И потом следует длинный перечень объектов, включающей стрельбища, районы обучения, места обслуживания и хранения, вертолетные площадки и железнодорожные погрузочно-разгрузочные площадки, где постоянно или обычно находятся боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые вертолеты, боевые самолеты и так далее.
Инспекция – это не Будейовицкий анабасис бравого солдата Швейка. В конкретном, заранее ограниченном районе инспекторы перемещаются от сих и до сих. Разумеется, американские, да и вообще натовские военнослужащие на Украине любые двери открывают ногой. Однако это специфика украинского гостеприимства, и вряд ли мы станем натовцев осуждать за их манеры.
Взглянем на другой аспект. Эта та часть международных соглашений, которая касается объектов, контролируемых инспекторами. Она очень хорошо детализирована. Не буду утомлять перечислением. Скажу только следующее: если инспекция считает, будто, по её данным в свинарнике располагается украинский военный склад, свинарник придётся предъявить к осмотру. Такую силу имеют на Украине права международных военных инспекторов. Да и не только на Украине, но в любом из государств-участников ДОВСЕ.
Но тут-то всё и заканчивается. Понимаете, в Крыму нет ни одного украинского объекта (воинской части), который бы подходил под статьи ДОВСЕ и «Венского документа 2011 года». Просто нет. Украина их все бросила, а украинскую технику с территории российского Крыма вывела (без всяких препятствий со стороны России, заметьте). По официальным данным Министерства обороны Украины, последний украинский солдат покинул Крым в мае 2014 года.
Поэтому любые дальнейшие международные инспекции частей Южного военного округа России возможны только по согласованию с Российской Федерацией. Уверен, что все государства-участники ДОВСЕ осведомлены об этом по официальным каналам.
Вы спросите: «А что если американские инспекторы всё же очень захотят посетить Крым?» Я бы посоветовал им обратиться в контору Кука и купить билеты на любой круизный пароход до Ялты. У нас есть постановление правительства России, которое дает возможность безвизового въезда пассажирам круизных судов на 72 часа. Если попадётся толковый гид-краевед в штатском, он многое может рассказать американским коллегам про историю русского Крыма.