Вся эта история с «покушениями» похожа на анекдот про неудачного ковбоя, который не может попасть ногой в стремя. Вначале в Харькове телефонный террорист «неузнаваемым голосом» предупреждает о нападении, которое не состоялось. Сейчас вот неопознанный вертолет производит бомбометание резиденции украинского президента, в результате которого пострадало лишь несколько кустов на территории его соседей. В общем, все мимо, но зато крайне эффектно и, что тоже немаловажно, весьма эффективно. По крайней мере для самого Порошенко, который, таким образом, стал предметом обсуждения не только в мировой прессе, но и в собственной стране, которая, похоже, стала его потихоньку забывать.
Идея покушения проста, как колумбово яйцо – считает медиаконсультант Александр Зимовский. – Помните эту максиму из «Похождений бравого солдата Швейка»? Она действует и сейчас. При анализе следует исходить из нескольких факторов:
— если покушение не удалось, оно не считается;
— если покушение не удалось – это всегда «косяк» исполнителя;
— если покушение удалось, то это уже не покушение.
Эти факторы присутствуют в любом эпизоде, где речь идёт об устранении более-менее значимой исторической фигуры. Как во времена цезарей, так и в наши времена разнокалиберных президентов.
Большая часть современных политических деятелей доживает до старости (в политическом и физическом смыслах) именно в силу своей никчемности. Устранять непопулярных политиков столь же бессмысленно, как бороться с сорняками. Один вырвал – остальные сзади аж заколосились.
Однако законы политического пиара требуют, чтобы время от времени попытки покушения организовывались и раскрывались спецслужбами. Мы к этому вернёмся позже.
Непробиваемых спецслужб не бывает. Да, ни один советский лидер не был устранён в результате покушения. Но это говорит лишь о том, что самой тактически успешной оказалась Фанни Каплан. Она просчитала шансы, была высоко мотивирована, продемонстрировала отличный уровень маскировки. Сегодня из неё вышла бы замечательная активистка FEMEN какой-нибудь. Из остальных известных мне покушений на советских/российских вождей до стадии решения тактической задачи дошли единицы. То есть покушавшихся нейтрализовали на дальних подступах, на стадии замысла или планирования. Американцы и прочие, кстати, пришли к этому значительно позже.
Про Кеннеди все мы знаем. После этого Секретная служба довела уровень охраны американских президентов до параноидального. И всё равно псих-одиночка пробил заслон, уложив Рейгана и ещё трёх человек за три секунды из дешёвого шестизарядного револьвера калибра 5,6 мм.
Анвар Садат был одним из самых охраняемых людей в мире. Охрану ему тоже ставили американцы, она предусматривала 4 пояса внешней безопасности. Но понадобилось всего 20 секунд с момента нападения, чтобы Садат получил смертельные ранения. Убил его никакой не супермен-спецназовец, а простой армейский сержант, хотя и чемпион египетской армии по стрельбе. Как на стрельбище, из стандартного АК-47, с дистанции не более 75 метров. Стрелял по неподвижной мишени (Садат так и остался сидеть в своём опереточном мундире, даже не поднялся с кресла).
Похищение Альдо Моро. Террористы заблокировали кортеж премьера (две машины) и расстреляли охрану. Использовали автоматы FNAB-43 (ровесник нашего пистолета-пулемёта Судаева) и Beretta M12. Огневой контакт длился 20 секунд. Моро не получил ни царапины, был похищен и потом убит. Все участники нападения – дилетанты-штатские, прослушавшие краткий курс лекций по городской герилье.
То есть тактические и технические возможности для покушения есть всегда, независимо от статуса и уровня мишени. Разумеется, чем ниже уровень и статус жертвы, тем проще организационные вопросы, скажем так.
Мне самому, по молодости, пришлось, как репортёру, по горячим следам выезжать на место теракта. Тогда, 20 лет тому, был убит известный белорусский депутат, довольно близкий к Лукашенко. Бомбу для него заложили в шахту мусоропровода. От открыл крышку и был убит взрывом, немного там и осталось, извините за натурализм. Примитивный механизм, как у мины ПОМЗ-2, и фугас в трубе. Потом пресса выдумала про якобы радиоуправляемый боеприпас, но это болтовня. Исполнителем считается уволенный сотрудник КГБ, он повесился в камере до суда, к слову. Но тактическую задачу решил безукоризненно. В России, как мы все помним, в «ревущие девяностые» и депутатов, и высокопоставленных чиновников валили, как колосья серпом. Девяностые породили волну блестящих тактиков-организаторов и исполнителей покушений. Но систематической, спланированной охоты на Ельцина, кстати, не было.
На Лукашенку планировались покушения время от времени. Не стану перечислять все эти факты, некоторые случаи даже дошли до суда. Не лишать же читателей удовольствия покопаться в архивах. Самый оригинальный, на мой взгляд, план заключался в намерении сбить президентский самолёт над ВПП аэропорта Минск-2 из ПЗРК. Это было в 1997 году. Считалось, что наиболее активные противники Лукашенко из Беларуси обсуждали этот план с людьми из российской «семибанкирщины». Тогда как раз был кризис в белорусско-российских отношениях. Ну, СБП внесла изменения в протокол обеспечения безопасности, они и сейчас действуют.
Словом, покушение на первое лицо – это, в первую голову, тактическая задача. А в случае с Порошенкой это вообще смехотворно. У него довольно хорошая ближняя охрана. Это не комплимент, потому что иной ближняя охрана быть не может. Доказательство: никто ещё не дал Порошенке оплеуху на публичном мероприятии, и не кидался в него тортом. Хотя, к слову, активистку-мулатку они прозевали, хотя там было целых два президента – украинский и белорусский. И она там спокойно потрясла, чем хотела.
Или, к примеру, Порошенко бывает в войсках, это общеизвестно. Перед этим проводится глубокая проверка личного состава посещаемых подразделений ВСУ на лояльность, затем зачистка, изъятие боеприпасов у военнослужащих, естественно. Если есть сомнения – поездка отменяется без объяснений. То есть на тактику гипотетического покушения отвечают тактикой реальных превентивных мероприятий. Но так все делают, это ж не бином Ньютона. К слову, Януковича после переворота реально планировали ликвидировать, но не смогли пробить ближний периметр, охрана тактически переиграла заговорщиков. Ну, просто не сдала его, чего уж там. Выиграли время, а потом за дело взялись гипотетические люди из гипотетического ФСО. И тема закрыта.
Словом, мы здесь говорим о том, что инсценировка покушений на Порошенко с последующим вбросом информации – это из серии «детишкам из СБУ на молочишко». Они ж бюджеты должны отрабатывать, смету увеличивать. Поэтому возбуждаются уголовные дела, инспирируются запросы парламентариев или журналистов, пишутся ответы, тема мусолится в СМИ, работа кипит.
Хотя это абсолютно неграмотно. Идея в том, что населению должна вбиваться в голову мысль о такой высокой популярности вождя, при которой никто и не думает о покушении, так всё замечательно. И Порошенко может не бояться покушений до тех пор, пока физическое устранение Порошенко не решает клановых и внутриэлитных проблем Украины.
А вот запоёт жареный петух в Киеве – и свои же объявят Порошенку «экскомьюникадо», по-голливудски говоря. А уж венки от посольств будут незамедлительно, не беспокойтесь. Ведь идея покушения проста, как я уже вначале говорил.