В СССР минтай был героем рыбных дней — четвергов, когда на 1/6 части суши в любой столовой любой работяга мог взять себе эту отварную рыбу на обед. Да и сегодня минтай вместе с сельдью и скумбрией входит в тройку самых популярных среди россиян видов рыбы. И всё же в бывшем СССР репутация «рыбы для кошек» закрепилась за минтаем весьма прочно.
Однако на другом берегу Берингова пролива минтаю была уготована иная судьба.
Долгое время в США минтай считался сорной рыбой. Аляскинские рыбаки от Сент-Пола до Петербурга-на-Аляске и Врангеля (на Аляске есть Петербург и Врангель, да-да), вообще не вели массовый промысел минтая.
Как это обычно бывает, всё изменил один человек.
Чак Бундрант был недоучившимся студентом-ветеринаром из Теннесси. С восемьюдесятью долларами в кармане он приехал в Сиэтл на стареньком отцовском форде пятьдесят третьего года выпуска, чтобы срубить несколько лишних баксов.
Парень спал в доках и брался за любую работу. В итоге он поступил матросом на краболов. И 12 лет ходил в море за добычей. За это время он изучил все рыбные места вдоль берегов Аляски, скопил деньжонок. И, наконец, осуществил мечту: на паях ещё с двумя энтузиастами он построил и оснастил 40-метровый краболов.
В те времена добыча краба велась примерно так же, как её показывают в сериале «Смертельный улов». Суда выходили в море, ставили ловушки, загружали трюмы и шли обратно в порты — сдавать краба оптовикам.
Чак поступил иначе. Он оснастил свой корабль морозильными камерами и плитой для первичной обработки крабов. Так он выигрывал у своих конкурентов, не тратя время на курсирование от мест лова в порты по нескольку раз. Экономия выходила на всём. И прежде всего — на топливе.
Разумеется, этот опыт позже переняли все рыбаки побережья. Однако Чак уже успел завоевать уважение оптовиков и завести новые выгодные контакты. Они пригодились ему, когда популяция краба сильно уменьшилась, и заработки пошли на спад.
Тогда наш герой и обратил своё внимание на минтая. Минтай в то время на Аляске считался сорной рыбой. Тем более, что технология добычи минтая требовала переоснастить суда. Минтая ловят донным тралом, иногда на глубинах до 600 метров. В общем, пока рыбаки ловили краба и целый день искали, где он ещё остался, Чак присматривался к минтаю.
Надо сказать, что в те годы американский фастфуд рос, как на дрожжах. И рыба в меню присутствовала. Однако на этом рынке доминировала треска. Объяснение простое — рыбное меню американского фастфуда корнями из Англии. Его предшественник — Fish’n’Chips — жаренная в кляре рыба с жареными же кусочками хлеба появилась в Ланкашире в середине 60-х годов XIX века. Сейчас хлеб повсеместно заменён жареной картошкой. Для Fish`n`Chips, как и было сказано, брали треску. Ну, и пиво, конечно. Лучше эль. Но сейчас не об этом.
В общем, Чак загрузил два чемодана минтая и отбыл на материк. Там он добился встречи с представителями сети Long John Silver`s и предложил им свой товар. "У вас превосходная треска, - сказали ему представители. — Но у нас уже есть свои поставщики".
Вот тут-то Чак им и открыл глаза. Минтай ничем не отличался по вкусу от трески, но стоил в несколько раз дешевле. Сделка была заключена. Немного позже клиентами Чака стали McDonald`s и Burger King.
Минтай оказался невероятно многогранной рыбой. Из него делают не только филе для закусочных. Ястычная икра минтая идёт по цене в пять раз дороже филе. Минтай является также основой для имитации крабового мяса (крабовых палочек), а также пасты сурими.
И тут Чак творчески переосмыслил Маркса. Помните? Закон прибавочной стоимости. Зачем торговать сырой или мороженой рыбой, если у тебя есть под руками сырье, рабсила и капитал? Так наш герой пришёл к мысли создать вертикально-интегрированную компанию. Которая ведёт минтая от момента обнаружения косяка на экране сонара до отгрузки контейнера с сурими в адрес покупателя. Чак не стал просто закидывать невод раз за разом. Он наладил первичную переработку минтая прямо на своих траулерах.
На берегу Чак построил фабрики, где продукцию доводили до кондиции, фасовали и отправляли покупателям. Бригаде Бургеркинга или Макдоналдза надо было только бросить филе/рыбные палочки в микроволновки и завершить оформление для подачи на стол клиенту. Чак также начал выпуск полуфабрикатов для розничных сетей. Теперь на минтая и продукты из него подсели все американские домохозяйки.
Следующим прорывом стал консервированный лосось. Чак начал скупать лосося у местных рыбаков прямо в море. Его специализированные суда-тендеры прибывали в места лова, принимали груз свежевыловленного лосося, а взамен поставляли еду, топливо, запчасти. Они также помогали рыбакам с мелким ремонтом без захода в порт, в море.
Всего же флот Чака вырос до более, чем сорока судов. Проблема была в другом. Ловцов минтая на Аляске развелось немеряно. Надо было что-то решать. И Чак поступил вполне в духе дона Корлеоне. Он занялся скупкой политиков. Чак заручился поддержкой сенатора от штата Вашингтон Уоррена Магнусона и сенатора от Аляски Теда Стивенса. Так появился Закон Магнуссона-Стивенса.
Этот закон установил двухсотмильную исключительную экономическую зону, в том числе у побережья Аляски (раньше было 12 миль от берега).
Однако этого оказалось недостаточно. Иностранные рыболовы стали регистрироваться в США. Таким образом, они становились резидентами, чей флот мог спокойно бороздить двухсотмильную зону, не нарушая закон.
Тогда Чак проявил настойчивость. И политики не подвели. Конгресс постановил, что оперировать в исключительной экономической зоне США могут лишь те зарегистрированные компании, в который доля американских владельцев не ниже 75%.
А что Чак? Да всё нормально. Сейчас его компания, которая начиналась с купленного вскладчину краболова, стоит 2,1 миллиарда долларов. Индекс цен на рыбу за последние пять лет вырос на 300%. ЛюбИте минтай!
Такая инфа.