Соперничество между США и Россией по поводу сланцевого топлива началось, когда Обама был президентом. Но Трамп упомянул об этом противостоянии на событии, которое стало «отправной точкой» соперничества Вашингтона и Москвы за энергетические интересы в Европе.
В этой газовой войне, вероятно, победит Россия.
Ранее в этом месяце Трамп встретился с президентом Польши Анджеем Дудой. Его речь о западной культуре была раскритикована политической прессой, но в Wall Street Journal отметили, что Трамп говорил об энергобезопасности – это одна из любимых тем Дуды.
Для Польши это больше, чем просто тема для разговора. Страна потратила приблизительно 1,09 миллиарда долларов на СПГ-терминал Свиноуйсьце. Функционирующий два года терминал на побережье Балтийского моря борется с российскими компаниями за долю на рынке. Правительство Польши недавно попыталось препятствовать постройке российского газопровода «Северный поток – 2» через Балтийское море, но не смогло заручиться поддержкой Еврокомиссии. Газпромовский газопровод из России в Германию до сих пор в разработке.
Недавно Дуда получил неожиданную помощь со стороны республиканцев в виде законопроекта Сената о восстановлении санкций против России. В законопроекте фигурируют и запреты в отношении газопровода «Северный поток – 2», к которому в Польше относятся с презрением. Но, к сожалению для Польши, этот законопроект несерьёзен и должен быть переписан. Германия и Австрия им крайне недовольны. Американские нефтегазовые компании также не заинтересованы в одобрении законопроекта, так как российские энергетические компании – это их надёжный партнёр. К тому же, американские компании уже отрезаны от рынка из-за санкций, они не желают продолжать терять свои позиции.
В 2014 году США и Европа ввели санкции против России за её поддержку ополченцев в Украине.
Дуда и Трамп поладили не только из-за единства мнений по поводу провалившейся миграционной политики в Европе. Трамп откроет границы лишь при условии, что речь пойдёт и об энергии. Он продолжит политику Обамы по продаже американского газа по всему миру. Польше бы пригодилась подобная помощь, чтобы держать Россию на расстоянии. Польский СПГ-терминал создавался не для того, чтобы конкуренты из России одержали над ним верх. «Газпром» предлагает низкие цены, он главный игрок прибыльного европейского рынка. «Газпрому» удаётся контролировать практически треть газового импорта в регионе, так как в его распоряжении две вещи, которые устраивают любого покупателя: поставки и цена.
Дуда дал понять, что Польша готова купить больше американского газа. Это скорее политическое, а не деловое заявление.
«Мы будем развивать возможность использовать СПГ из США и других стран», – цитирует слова Дуды информагентство ТАСС. Польша желает стать источником американского импорта в Европу, что позволит стране прийти к своей цели: выступать альтернативой российскому природному газу в центре Евросоюза.
Трамп в своей манере говорил о крупных сделках и иногда о сроках их осуществления, заявив, что соглашение об СПГ с Польшей может быть подписано через «15 минут».
Но этого не случилось ни через 15 часов, ни через 5 дней.
Америка начала поставлять природный газ в Польшу в этом году. Представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт в заявлении для прессы не упомянула о наиважнейшей политике энергобезопасности в Европе, где Россия – конкурент номер один на рынках газа и ядерной энергии. Но она отметила, что использование СПГ-терминала на побережье Балтийского моря «хорошо отражается на рабочих местах в США и помогает снизить стоимость энергии, а также обеспечить Польшу более надёжным источником газа».
Россия знает о надеждах Вашингтона соперничать в Европе. Партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин назвал переговоры Трампа и Дуды о газовых сделках «политической бравадой». В своей опубликованной «Интерфаксом» статье он рассказал, что не стоит верить «15 минутам» Трампа.
Крутихин считает, что договоры о поставке СПГ заключают между собой компании, а не страны. По его словам, американские компании вряд ли послушают государство, так как американский СПГ поставляется туда, где цены самые высокие – в Азиатско-тихоокеанский регион и в Южную Америку. Крутихин отмечает, что в Европе цены ниже, и она на долгое время останется отстойником для газа, который не удалось продать.
Нравится это Польше или нет, она зависима от России. Контракт с «Газпромом» на поставку природного газа действителен до 2022 года. Польша продолжит покупать газ у России, потому что он обходится дешевле поставок из США.
Существуют опасения, что любовь «Газпрома» к долгосрочным контрактам с ограничениями цены угрожает спотовому рынку, на котором стоимость газа меньше, чем установленные «Газпромом» ограничения. США намерены конкурировать, и «Газпрому» следует проявить большую гибкость, а иначе компания рискует потерять своих клиентов, что не так уж и сложно с учётом бушующих антироссийских настроений.
По данным BP, уровень потребления газа в Европе в прошлом году поднялся на 6 процентов и достиг 28 миллиардов кубических метров. Второе место по потреблению занял Китай с 16 миллиардами кубических метров. Повысившийся спрос на газ в Европе был утолён с помощью российских и алжирских газопроводов.
В прошлом году Россия произвела 579,4 миллиарда кубических метров газа, из которых 204,8 миллиарда кубических метров пошли на экспорт (в том числе и 14 миллиардов кубических метров СПГ). Для сравнения: в прошлом году США экспортировали 5,2 миллиарда кубических метров природного газа.