Турецкие сериалы пользуются популярностью во всем мире — от Аргентины до Сингапура. «Секс в большом городе эпохи Османской империи» работает как эффективный инструмент «мягкой силы».
Согласно данным, которые приводит турецкая газета «Йени Шафак», только в прошлом году Турция экспортировала сериалов на сумму свыше $300 млн более чем в 100 стран мира. В 2016 году новыми экспортными направлениями для Турции стали крупнейший рынок Индии и Сингапура. Спрос на продукцию турецкой сериальной индустрии постоянно растет. Если в 2004 году экспорт сериалов составлял всего лишь $10 000, то уже в 2012 году страна экспортировала сериалов на сумму порядка $200 млн, а в 2015 году — $250 млн. Главным покупателем турецкой продукции являются страны Ближнего Востока. Многие политологи и эксперты даже связывают этот факт с политическим аспектом — переориентацией турецкой внешней политики на ближневосточное направление. Сериалы положительно влияют на туристический бизнес страны — многие туристы из арабских стран и Ирана едут в Турцию, чтобы увидеть места из любимых сериалов.
Помимо ближневосточных соседей, популярность турецких сериалов стремительно растет на Балканах, в странах Средней Азии и Латинской Америки. Если балканские страны и страны Ближнего Востока и Средней Азии культурно близки Турции и любовь к турецким сериалам там вполне может быть объяснима, то спрос на сериалы в странах Латинской Америки представляет собой очень любопытное и необычное явление. Вроде бы это совершенно разные культуры, географически далекие друг от друга, но, как любят подчеркивать сами турки, турецкие сериалы смотрят больше латиноамериканцев, чем самих турок. Представитель отрасли Бурхан Гюн объясняет этот феномен следующим образом: «Турки очень близки латиноамериканцам». По его мнению, турецкие сериалы затрагивают вопросы социальных изменений, которые актуальны для Латинской Америки и других частей мира и которые никак не отражены в американских сериалах, затрагивающих чуждые им проблемы. Среди таких вопросов он выделяет проблему миграции из сельской местности в крупные города и связанные с этим трудности адаптации к городской жизни.
По разным оценкам, турецкие сериалы ежегодно смотрят порядка 400 млн человек во всем мире. «Турции очень импонирует тот факт, что мировой интерес к турецким сериалам и спрос на них растет. Среди последних экспортных направлений, на которые мы вышли, такие крупнейшие страны, как Индия, Пакистан и Индонезия», — заявил турецким СМИ продюсер телевизионных сериалов Махмут Озден. По его мнению, успех турецких телевизионных сериалов стал возможен благодаря особому расположению властей страны. Турецкий продюсер отмечает поддержку Министерства культуры и туризма и Министерства экономики Турции, а также лично президента Эрдогана.
Особое расположение властей к производителям турецких сериалов вполне объяснимо — сериалы представляют страну за границей, создают имидж современной Турции, они также являются эффективным средством демонстрации миру турецкого образа жизни, истории, семейных ценностей и так далее. Для руководства современной Турции, которое поставило амбициозную и, возможно, непосильную задачу — кардинально изменить свой статус в мире, это почти бесплатное, но вполне эффективное средство «мягкой силы».
Для аудитории внутри страны турецким сериалам также отводится своя особая роль. Дело в том, что сериалы занимают важное место в турецкой культуре. Причем необъяснимая повальная любовь к сериалам характерна для любой возрастной группы. Согласно данным, которые приводит Институт статистики Турции, в 2015 году 94,6% турок на вопрос «какое ваше любимое времяпрепровождение» ответили «смотреть телевизор». Среднестатистический турок в день проводит за просмотром телевизора 5,5 часа, тем самым являясь рекордсменом по количеству часов, проведенных перед экраном, среди других народов мира.
Власти страны, принимая во внимание этот факт, внимательно следят за содержанием сериалов. Зачастую политический курс страны завуалировано проявляется в сюжетах тех или иных сериалов. Так, в настоящий момент одним из самых популярных в Турции сериалов является «Воскресший Эртугрул» (тур. «Diriliş: Ertuğrul»). Это исторический сериал, повествующий о жизни и подвигах Эртугрула, отца Османа, от которого позже произошла династия Осман. Турецкие власти в последнее время все чаще прибегают к националистически-религиозной риторике. Они говорят про «Турцию, встающую с колен», сильную и независимую от внешнего влияния «новую Турцию». Ура-патриотические исторические сериалы, как «Воскресший Эртугрул», как раз ставят перед собой задачу популяризации идей неоосманизма и турецкого национализма.
В турецких сериалах также особое внимание уделяется продвижению консервативных ценностей. В мае Министерство по делам семьи и социальной политики объявило о своих планах финансово поддерживать телевизионные сериалы, которые будут ориентированы на продвижение семейных ценностей и направлены на поддержку детей и молодежи.
В России, конечно, турецкие сериалы пользуются не такой популярностью, как на Ближнем Востоке или в Латинской Америке. Тем не менее шаг за шагом они попадают на отечественные телеэкраны и завоевывают российскую аудиторию. Самым популярным в России сериалом стал «Великолепный век» (тур. Muhtesem Yüzyil), рассказывающий про устройство гарема и про подвиги султана Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи в 16 веке. Однако «Великолепный век» пришелся по вкусу не только российской аудитории, он стал хитом во всем мире. Его посмотрели в 43 странах свыше 200 млн человек. «Нью-Йорк Таймс» назвала его «Секс в большом городе эпохи Османской империи».
С «Великолепного века», вышедшего в 2011 году, можно сказать, и начался по-настоящему «великолепный век» турецких сериалов. Индустрия производства сериалов динамично развивается, ежегодно завоевывая новые рынки. К 2023 году Турция планирует увеличить объем экспорта до $2 млрд. Учитывая темпы роста экспорта турецких сериалов за последнее десятилетие и постоянного выхода на новые рынки, задача стоит хотя и сложная, но вполне посильная.