Назовите это новой Холодной войной или любым другим именем, но Россия и Запад переживают сейчас самый глубокий кризис в отношениях между собой со времён распада Советского Союза в 1991 году.
Перезагрузка отношений, которую обещал Трамп, закончилась, даже и не начавшись, прерванная скандалом по поводу российского вмешательства в американские выборы и авиаударов США в Сирии.
Майкл Флинн (25-й советник президента США по национальной безопасности) ушёл в отставку, и такие политики, относящиеся скептически к России, как Джеймс Норман Мэттис (26-й министр обороны США) и Герберт Рэймонд (преемник Флинна) задают тон в международных отношениях.
Но может ли этот неудачный период в отношениях привести к прямому конфликту между Россией и НАТО?
Эскалация в Восточной Европе
Война на востоке Украины стихает, и Владимир Путин подключает своё ораторское искусство. В заявлении, сделанном 12 апреля, Путин пообещал, что правительство не допустит в стране «цветных революций», а также окажет содействие странам, находящимся в возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армении, Белоруссии, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану. Как и раньше, Россия готова заключать сделки с Западом за пределами своего «ближнего зарубежья», но настаивает на том, что Западу не следует выходить за определённые рамки.
Неприятный вопрос: где находится та линия, разграничивающая сферы влияния России и Запада? Страны Прибалтики опасаются, что они тоже могут стать жертвами российской агрессии. Во многом это связано с болезненными воспоминаниями об их аннексии СССР в 1940-м году, оставившей глубокий след. Справедливо или нет, но существование русскоязычных общин делает историю с Крымом актуальной для Эстонии и Латвии.
Неудивительно, что страны Прибалтики приветствовали решение НАТО расширить своё влияние, перейдя от «заверений» к «расширенному военному присутствию». В НАТО не только разработали план действий в случае чрезвычайных ситуаций по противодействию предполагаемому российскому вторжению, но и приняли решение отправить в каждую прибалтийскую страну, а также в Польшу, по батальону.
Развёртывание четырёхтысячных сил при участии шестнадцати государств должно быть закончено к следующему месяцу, при этом Германия будет отвечать за силы в Литве, Канада – в Латвии, Великобритания – в Эстонии, а США – в Польше.
Помимо этого, на Варшавском саммите 2016-го года был дан зелёный свет на создание «многонациональной бригады войск» в Румынии, которая, по сути, является платформой для укрепления сотрудничества между Польшей, Болгарией, Турцией, Канадой, США, Нидерландами и Германией.
Североатлантический блок не гонится за тем, чтобы противостоять российским военным угрозам на всём участке от Балтийского до Чёрного моря. На севере НАТО понадобится в три раза больше войск, чтобы отбить прямую атаку. Кроме того, Россия, по словам Путина, превратила Крым в неприступную крепость. Наращивание военно-морских сил и береговой обороны наряду с развёртыванием стратегических бомбардировщиков и передовых зенитно-ракетных комплексов обеспечило превосходство России на Чёрном море.
Тем не менее, альянс устанавливает «растяжки» на границе, давая таким образом сигнал Путину, что НАТО будет стоять на своём и готово действовать, если Россия пересечёт линию.
Многие эксперты по безопасности не без оснований обеспокоены тем, что это противостояние может выйти из-под контроля. Россия отреагировала на усиление военных позиций Запада вторжениями в воздушное пространство НАТО, запугивая экипажи кораблей и самолетов союзников в Балтийском и Чёрном морях, похищая эстонского пограничника, проводя неожиданные учения, репетируя вторжение или даже ядерный удар в Прибалтике и развертывая ядерные ракеты «Искандер» в Калининграде, в регионе, находящемся между Литвой и Польшей.
Россия пригрозила Финляндии и Швеции в случае, если они откажутся от нейтралитета в пользу вступления в НАТО. Россия оказывает давление на Белоруссию с целью создания авиабазы на её территории. По кошмарному сценарию незначительный инцидент, такой как гражданские беспорядки, осуществляемые русскими в пограничном городе Эстонии, может перерасти в повстанческое движение, как в Восточной Украине, и, не дай Бог, привести к прямому столкновению России и НАТО.
У российской агрессии есть свои пределы
Эти опасения, которые нелегко отбросить, по всей вероятности, слишком раздуты. Как отметил Марк Галеотти из Института международных отношений в Праге, «по всей видимости, Путин считает, что чем страшнее он кажется, тем больше у него политического влияния».
Конфронтация с НАТО «набирает очки» в России, где большинство населения рассматривает североатлантический альянс как угрозу. Но Путин не в состоянии запугивать НАТО в Восточной Европе или торговаться с Западом, используя противостояние в качестве козыря.
Внимание США и других стран НАТО сейчас сосредоточено на действиях России в Сирии. По их оценкам, они сделали достаточно для оказания поддержки Восточной Европе путём усиления военного присутствия и включения Черногории в состав НАТО (решение недавно было принято американским Сенатом).
Россия возобновила переговоры с НАТО после разрыва связей в марте 2014 года. В прошлом месяце начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал В.В. Герасимов провёл разговор по телефону с генералом Петром Павелом, председателем Военного комитета НАТО. Существует механизм, позволяющий избежать нежелательных кризисов, выходящих из-под контроля.
Россия продолжит «прощупывать» НАТО, чтобы выявить слабые места в его обороне. Но не следует забывать, что и у неё есть свои внутренние проблемы. Экономический кризис, охвативший Россию, уже привел к сокращению расходов на оборону. Амбициозная программа модернизации российских вооруженных сил неизбежно замедлится. Москва слишком занята в Восточной Украине и Сирии.
И последнее, но не менее важное: 2018-й год будет годом выборов для Путина, который обязательно победит, но будет упорно бороться, чтобы продемонстрировать, что всеобщий восторг от его руководства не ослабевает.
Россия оказывается в центре внимания, когда она действует на международной арене, но, по правде говоря, важным является то, что происходит внутри страны в российском обществе.