Великая политическая традиция Америки состоит в том, что про её вице-президентов узнают только после того, как основной президент оказывается в гробу до истечения срока полномочий. В обычной жизни они известны разве что американцам, как более-менее крупные деятели демократов или республиканцев.
В силу особенностей президентства Обамы эта традиция была нарушена, и широкая мировая общественность внезапно узнала о существовании Джо Байдена. А сам Джо Байден узнал о существовании Украины. Так началась эта великая любовь украинского народа к вице-президенту США.
С самого первого своего приезда в Киев Байден дал понять, что он не просто кукловод и политический манипулятор, управляющий киевскими марионетками. Заместитель Обамы выступил как активный сторонник добычи сланцевого газа в этой благословенной стране. В кармане у него был так называемый «энергетический пакет», призванный максимально осложнить транзит русского газа в Европу и помочь Украине пережить эти критические дни реверсивными поставками из Словакии и Венгрии. Но главным условием была передача под контроль американских корпораций всей газодобычи на Украине, а также разработка имеющихся запасов сланцевого газа методом фрекинга (гидравлического разрыва пласта).
Прежде всего, речь идёт о Юзовском месторождении с прогнозным объёмом запасов в 10 триллионов кубометров газа. Это территория преимущественно Донецкой и Харьковской областей площадью около 8000 квадратных километров. В неё полностью входят достаточно крупные города Харьковской области и Донбасса: Славянск, Изюм, Барвенково, огромный кусок Краматорска, часть Дружковки и Балаклеи, а также десятки и сотни других населённых пунктов. Узнаёте названия? Правильно, это территория, где идёт украинская гражданская война.
Для освоения украинского газового рынка была создана компания Burisma Holdings, дочка кипрского офшора Brociti Investments Limited. А в совете директоров «Бурисмы», по чистой случайности, оказался Хантер Байден, сын нашего славного вице-президента Джо.
С этого момента Байден-senior стал записным сторонником сначала Яценюка, а после бегства Яценюка – президента Порошенки.
Одновременно новая украинская власть получила чёткий сигнал: можно воровать дальше, а семейные связи – не грех. Напротив, решать экономические вопросы передела и захвата собственности, используя политические крюки и рычаги — это норма. И большие дяди из Вашингтона тоже так делают. С этого момента коррупция на Украине была пришпорена и понеслась вскачь, звеня золотыми подковами по черепам дураков, стреляющих друг в друга в Донбассе.
Однако Украина не была бы Украиной, не попытайся она кинуть Байдена. Разумеется, тут же нашлись люди, которые решили отжать бизнес у Байдена-junior’а и его партнёров. На владельца «Бурисмы» Злочевского завели уголовное дело за злоупотребление служебным положением и завладение бюджетными средствами, а также за незаконное обогащение. Благо фигурант был к тому же из «банды Януковича». Вот тут-то папа Байден и пригодился. Он двинул кое-какие колёса в Киеве, и дело против Злочевского было закрыто по суду.
Следующим шагом борьбы за сланцевый газ на Украине стал арест активов «Бурисмы», конкретно было арестовано 46 добывающих скважин. И снова в дело вмешался папа Байден. Он предложил размен: «Бурисма» выступит зиц-конкурентом в конкурсе за Юзовское месторождение и позволит Порошенке с партнёрами наложить лапу на украинское сланцевое Эльдорадо. Взамен «Бурисму» оградят от всех наездов. Так и вышло. Конкурс по Юзовскому месторождению выиграла никому не известная голландская компания Yuzgaz с уставным капиталом в €1000, принадлежащая ближайшим деловым партнёрам Порошенки. Претензиии к «Бурисме» тут же были сняты.
Однако пьеса под названием «Схватка за сланцевый газ Украины» с самого начала планировалась как бесконечная. И пока в Америке шли выборы, премьер Гройсман лишил Yuzgaz B.V. права на разработку Юзовской площадки простым протокольным постановлением правительства. Одновременно Министерство юстиции США начало задавать неудобные вопросы о связях семейства Байденов с коррумпированными украинскими чиновниками и бизнесменами.
Так что пришлось срочно лететь в Киев, пока можно, за казённый счёт. Напомнить Порошенке про должок, подтянуть хвосты, а заодно намекнуть, что и у самого Байдена кой-какие связи остаются. Но поскольку на этих посиделках обе стороны блефовали, вряд ли можно говорить о том, что прощальная гастроль Байдена на Украине прошла с аншлагом.