X

Почему не родился белорусский детектив

Четверть века белорусской независимости прошли для молодой белорусской детективной литературы впустую. Разумеется, речь идёт не про писателей. Немало людей в Беларуси пишут детективы. Наиболее известная и популярная современная белорусская детективщица Ольга Тарасевич давно и прочно обосновалась на полках книжных магазинов России и Беларуси, а также в пиратских библиотеках интернета. Есть, говорят, и другие авторы, и они, говорят, не так уж плохи. Ни про кого из них, я впрочем, никогда не слышал.

А вот национального героя-детектива/сыщика/следователя в Беларуси нет. Никто из местных писателей не имел успеха при попытке поместить гипотетического белорусского детектива в современный белорусский контекст. Я прикинул, почему так вышло и могло ли быть иначе. Скажу сразу: иначе и быть не могло.

Строго говоря, есть 4 типа детективов/сыщиков/следователей:

  1. Тип «Шерлок Холмс», интеллектуал высокого полёта, да и вообще гений, живущий только работой могучего мозга, и глушащий тоску веществами различной тяжести в остальное время между одним загадочным убийством и другим, ещё более загадочным убийством.
  2. Американский тип «герой-одиночка с лицензией на убийство в рамках частнопредпринимательской деятельности»; как вариант – частный адвокат/журналист/учёный.
  3. Сыщик в силу служебных обязанностей: полицейский комиссар, прокурорский следователь, в общем, агент власти с широким набором полномочий.
  4. Проницательный и наблюдательный дилетант: священник, бабуля-божий одуванчик etc.

Национальный белорусский Шерлок Холмс, как и местный герой-одиночка со «стечкиным» и кулаками величиной с тыкву, исключаются сразу. Им негде развернуться. Адвокатуры в западном смысле в Беларуси нет. Частный сыск в Беларуси умер во младенчестве, уже никто и не помнит когда. Больше того, частный сыск в Беларуси сам по себе является уголовным преступлением – каков каламбур, а? Удел нелегального белорусского частного сыщика жалок – подрачивать, сидя в древнем «корче», и наблюдая унылый секс неверных мужей и жён в не менее унылом антураже. Появись в Беларуси сегодня сам Шерлок Холмс, его в 24 часа объявят «дармаедом».

Отпадают священники и бабули. Бабуля с рентой как у мисс Марпл в Беларуси по доходу соответствует вице-премьеру или министру. И таких в Беларуси от силы две. Ну, три. А священники... Придумает писатель детектива-православного батюшку — католики обидятся. Сделает писатель детективом ксендза – та же история, но уже пострадают чувства православных верующих. Бог с ними обоими.

Неоткуда взяться в местной детективной литературе и популярному белорусскому полицейскому следователю/шерифу/федеральному агенту. В белорусской уголовной практике убийства преобладают бытовые, в 98% случаев после совместного распития. С их раскрытием способен справиться, не выходя из ОПОП, любой неленивый участковый. То есть придумывание эффектного убийства/серии убийств с крепко сколоченным  мотивом, оригинальным исполнением и более-менее реалистичным кругом подозреваемых в Беларуси сродни сочинению детской сказки на ночь. В неё не поверит ни ребёнок постарше, ни сам рассказчик. А без веры в возможность и реальность происходящего детектив, по определению, невозможен.

Но проблема белорусских авторов ещё и в другом. У белорусского условного сыщика-служивого потолок полномочий в ведении следствия – не выше управдома. Выше ему хода нет. Даже послать нахуй вышестоящего начальника белорусский опер или следак не способен. Во всяком случае, любой белорусский автор-детективщик знает, что такой поворот сюжета исключён, и читателей только рассмешит. Натурально, это убивает всякую возможность закрутить интригу.

Вдобавок ко всему в Беларуси отсутствует среда, в которую местный писатель может поместить нашего национального белорусского сыщика-героя и достоверно воссоздать в своей книжке. Классическое запутанное кровавое убийство должно совершаться в  хорошем, приличном месте, среди приличных, статусных людей. Никому не придёт в голову замутить дело о запертой комнате в гетто, где обитают нищеброды из социального жилья. Это не продаётся, по определению.

Related Post

Если же белорусский автор таки решается влезть на другие ступеньки местной социальной лестницы, то он сильно рискует скатиться в ненаучную фантастику. Блатных в высоких воровских понятиях в Беларуси не существует, так, бакланы одни. Впрочем, и к местным гопникам и уркаганам белорусский читатель относится с не слишком скрываемой симпатией. Как русская интеллигенция к анархически свободным горьковским босякам.

Аристократической среды в Беларуси нет, богемная здешняя среда – наркоманы и пидарасы по определению,  а местная состоятельная прослойка ничего кроме ненависти у простого белорусского читателя не вызывает. Просто потому, что весь опыт существования говорит простому белорусскому читателю, что состоятельная прослойка и белорусские богатые — «там кругом одно ворьё». И если они поубивают друг друга, наш добрый массовый читатель только рад будет.

«Бизнесмен-ворюга» — это не есть сугубо белорусский литературный типаж, он у нас шагает по страницам ещё со времён теледраматургов Лавровых, когда кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочел. Суть ещё и в том, что белорусские авторы, которые и рады бы ввести в сюжет каких-нибудь местных богатеев, так вот эти самые авторы не знают богатой жизни, не представляют поведенческих паттернов обитателей этой тоненькой прослойки. Да и сами, честно сказать, богатых не слишком жалуют (писатель, он ведь от жизни идёт, от народных чаяний). Для среднестатистического белорусского писателя ситуация, когда он пришёл попросить денег на издание новой книжки, а писателя белорусский богач послал нахуй – это не литературная выдумка, а обычная жизненная ситуация, данная писателю в ощущениях.

Что же остаётся? Видите ли, дело в том, что в хорошем детективе преступление обязательно раскрывается благодаря работе отвлечённого ума, а не по доносу либо промаху преступника, это ещё Борхес заметил. Как было доказано выше, объективных условий для появления белорусского героя-сыщика, обладающего отвлечённым умом и условиями для работы этого ума, пока не появилось.

Остаётся белорусский детектив, как белорусский производственный роман в лучших традициях. Ergo, в основу белорусского национального популярного детектива следует положить национальный же дискурс «процесс важнее результата». Пусть наш будущий национальный любимец-детектив более-менее регулярно ходит на службу, спит с коллегами из других ведомств, подсиживает сослуживцев-конкурентов, время от времени зарабатывает «ксивой» левые бабки, страдает от глупого начальства и семейных неурядиц, в меру бухает, возит из деревни свиные плечи и помогает старухе-матери сажать/выкапывать бульбу. Если при этом он ещё и выявит маньяка-убийцу или подпольный самогонный цех, это только добавит ему наших читательских симпатий.

За работу, товарищи инженеры человеческих душ!

Связанные записи