Приватизация и субсидирование
Приватизация «Эллиникона» происходит во имя погашения государственного долга, но отправится в эту 320-миллиардную черную дыру лишь небольшая сумма. По мнению экспертов Технической палаты, инвестиционная стоимость «Эллиникона» составляет 3 млрд евро, но получено за него лишь 576 млн.
Согласно двум последним отчетам, подготовленным по запросу прокурора по борьбе с экономическими преступлениями Иоанниса Драгациса, фактическая стоимость имущества в четыре раза выше, чем уплаченная сумма, а цена, подлежащая уплате компанией-инвестором, по меньшей мере в два с половиной раза ниже той, что рассчитывается на основе стоимости имущества на сегодняшний день.
В любом случае скудная сумма, полученная за аэропорт, пойдет на погашение долга. Но греческое правительство будет обязано тут же заплатить 134 млн евро за перемещение государственных учреждений, находящихся на территории аэропорта, а также покрыть стоимость туннеля для проспекта Посейдона и, с первого дня создания нового города, должно будет взять на себя эксплуатацию и обслуживание открытых пространств и парка, государственное планирование и инфраструктуру, муниципальные здания и услуги, создав для этого специальный административный орган.
Греческое государство также отдает в чужие руки олимпийский парусный центр «Святой Косма» и другие олимпийские объекты высокой экономической ценности. Другими словами, греческое государство наказывают «инвестициями», которые должны быть реализованы не за счет собственных ресурсов частного лица, а за счет заимствования у тех же банков, которые отказываются обеспечить ликвидность малого и среднего бизнеса.
Сопротивление распродаже
Движения протеста, борющиеся против каждого отдельного случая изъятия — особенно когда речь идет об основных коммунальных услугах и активах государства, — сталкиваются с серьезнейшими проблемами. Их оппоненты — европейские «институты», осуществляющие неолиберальную политику, правительство СИРИЗЫ – Независимых греков, оппозиция и национальная олигархия.
Но борьбу стоит вести, если видеть в ней часть более широкого проекта, цель которого — поставить под вопрос и, возможно, торпедировать обязательства, предусмотренные меморандумом, вернуть суверенитет страны и восстановить демократические институты, действие которых было приостановлено институциональным переворотом, навязанным еврозоной и евровалютой.
Эти акции протеста высветили две крупных проблемы: отмену демократии и суверенитета страны и требование отмены — или, по крайней мере, радикального урегулирования — долга, во имя которого посредством кредитных соглашений и меморандумов конфискуются активы греческого государства и греческих граждан.
Существует широкий социальный и политический консенсус относительно общих целей, которые являются фундаментальными предпосылками для выживания страны, для восстановления производства, а также для социальной реконструкции. Бремя «нелегитимного, одиозного и незаконного долга» — ключевой фактор, вызывающий отмену автономии греческой демократии и процессов принятия решений, фактор, низводящий страну до положения протектората или того, что некоторые называют «долговой колонией».
Осознание этой реальности и того, как она затрагивает жизнь простых греков, способно питать социальное и политическое сопротивление, т.е. то дело, за которое мы боремся.