Кому принадлежит воздух?
Изъятие региональных аэропортов страны и бывшего аэропорта «Эллиникон» позволяет оценить огромный масштаб кражи, совершаемой в настоящее время.
Разгосударствление четырнадцати региональных аэропортов — Салоники, Корфу, Закинф, Акций, Кавала, Ханья, Родос, Кос, Санторини, Миконос, Митилена, Скиатос и Самос — почти завершено, несмотря на значительное движение протеста на местах и незаконный характер этой денационализации.
С самого начала существует множество правовых вопросов. Согласно греческой Конституции, передавать эти государственные аэропорты в частные руки нельзя. Существует также потенциальный конфликт интересов, так как компания Lufthansa (которая принадлежит германскому государству) является техническим консультантом для греческого государственного сектора, и она же является участником консорциума, которому передаются греческие аэропорты. Таким образом, нарушаются нормативы ЕС и международные правила, касающиеся прозрачности, беспристрастности и свободной конкуренции.
Кроме того, экономическая часть соглашения просто скандальна. Консорциум единовременно выплатит греческому государству 1,234 млрд евро, что соответствует чистому доходу государства от этих аэропортов за три года. Если вычесть 520 миллионов евро, которые были выданы Национальной стратегической рамочной программой (NSRF) на выполнение работ в Салониках и Ханье и которые государство обязано вернуть, то сумма к уплате сокращается до 714 млн евро. Годовая арендная плата, вносимая Fraport за 14 аэропортов, составляет 0,023 млрд евро, что соответствует годовому обороту одного только государственного аэропорта Корфу.
За 40 лет контракта консорциум заработает более 22 млрд евро, а вернет государству только 3,85 млрд. Если разгосударствление этих экономически здоровых аэропортов будет осуществлено, то, поскольку они тянут на себе еще 18 экономически слабых аэропортов, государство будет вынуждено оплачивать расходы на содержание тех 18 или же закрыть их с трагическими последствиями для местных жителей, особенно на островах.
Столь же серьезная тема — контроль германского капитала над авиацией и туристическим сектором Греции. В результате огромной концессии, предусматривающей передачу афинского аэропорта компании Hochtief, греческое государство потеряет способность планирования в сфере воздушного транспорта (обслуживание местного населения, политическое укрепление отдельных регионов, развитие туризма и т.д. ), а ведь она является одним из важнейших предпосылок для способности страны структурировать свою экономику.
Федерация ассоциаций Греческого ведомства гражданской авиации представила план развития и модернизации аэропортов и увеличения их доходности. Ее отчет демонстрирует картину полного разорения: государственные активы в буквальном смысле отдаются в чужие руки, в то время как существует жизнеспособная альтернатива. Но даже если бы цена была выгодной, эту концессию осуществлять нельзя. Государство без активов теряет свой суверенитет. Оно становится протекторатом, каковым Греция сегодня и является.
Относительно государственной недвижимой собственности — бывшего аэропорта «Эллиникон» и пляжа «Святой Косма» — есть серьезные вопросы, касающиеся законности и конституционного порядка, которые были — посредством внесудебной коммуникации — доведены до сведения премьер-министра Ципраса и министра финансов Цакалотоса делегацией из сорока граждан во главе с Манолисом Глезосом и членом Европарламента Никосом Хунтисом.
То, что выдается за «инвестиции» в «Эллиникон», фактически представляет собой конфискацию более 6 млн кв. м государственной земли, представляющей огромную экологическую и экономическую ценность, причем осуществляется эта конфискация в ходе процедур, которые являются и антиконституционными, и, вероятно, незаконными.
Прокурором по борьбе с экономическими преступлениями Иоаннисом Драгацисом было начато расследование касательно той низкой цены, по которой была получена концессия, и отчет о нарушениях европейского права в настоящее время рассматривается Комитетом по петициям.
Выбранная инвестиционная компания, Lamda Development, приобрела права на эту греческую территорию сроком на 99 лет с 30% неразделенной полной собственности и владения. Это вопиющее присвоение государственной собственности.
В соответствии с планом Нормана Фостера, сопровождающим договор, на территории «Эллиникона» будет создан новый закрытый частный город на 27 тыс. жителей площадью от 3 до 3,6 млн кв. м. В нем будут разные типы жилой застройки, туристические отели, казино с подсобными помещениями, офисные здания, предприятия розничной торговли и огромные универмаги, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, частные университетские комплексы и другие здания, служащие образовательным, культурным и спортивным целям.
Этот самодостаточный город предлагает широкий спектр услуг, но он изолирует тех, кто в нем живет, и действует антагонистически по отношению к соседним зонам с экономически активными центрами в окружающих населенных пунктах, создавая обширные новые зоны с офисными помещениями, универмагами и т.д. Фактически, это частный город со своими общественными услугами и функциями общего пользования, финансируемый греческим государством.
Город этот также заключает в себе угрозу экологической катастрофы. Аттический бассейн, и без того уже насыщенный антропогенными сооружениями, нуждается в адаптации к изменению климата, а не в новой застройке. Уже сейчас здесь наблюдается огромный пузырь на рынке недвижимости в прибрежных и соседних с ними населенных пунктах.
В силу некоторых своих экономически выгодных условий этот новый частный город будет привлекать потребителей из числа постоянных жителей окружающих населенных пунктов и всего Аттического бассейна, что будет означать дополнительный урон для и так сокращающейся хозяйственной деятельности Аттики. Новые офисные здания, торговые центры и другие магазины на проспекте Вульягмениса, наряду с массовым жилищным строительством, предусмотренным в плане Фостера, наводнят рынок недвижимостью и, возможно, приведут существующие компании к банкротству.
Новые низкооплачиваемые и ненадежные рабочие места будут созданы на руинах малых и средних строительных фирм, коммерческих и туристических предприятий, занятости на основе твердого оклада, самозанятости, а также дополнительного дохода от аренды. Огромная стройка будет существовать в течение многих десятилетий, создавая постоянную нагрузку и на функции города, и на жизнь жителей, не говоря уже о туристическом секторе. Земля Аттики будет задушена массивным слоем бетона.
Продаётся Греция — IV (последует)