Европа без руля и ветрил? Проекты трансформации как социального движения миллионов
В течение 11 месяцев состоялись два референдума, потрясшие не только Европейский союз, но и европейских левых: греческий «ОХИ» в июле 2015 года и «Брекзит» в июне 2016 года. Определенная часть европейских левых, раздраженная той смесью авторитаризма и экономической несостоятельности, которую представляет собой ЕС, призывает теперь «порвать с ЕС». Эта позиция стала ассоциироваться с понятием «Лекзит». DiEM25 — транснациональное Движение за демократию в Европе — отвергает логику Лекзита и предлагает альтернативную программу для прогрессивных сил Европы.
Несомненно, долг левых — противостоять, прилагая всю свою энергию и все свое воображение, принятой Евросоюзом практике деполитизации процесса принятия политических решений. Вопрос не в том, должны ли левые бороться с истеблишментом ЕС и его практиками, а в том, в каком контексте и в рамках какого рамочного политического нарратива это противостояние должно происходить. Предлагаются три варианта.
Вариант 1: Еврореформизм, «больше демократии», «больше Европы»
Один из вариантов (быстро исчезающий) — стандартная разновидность еврореформизма, практикуемая обычно социал-демократами, которые требуют «больше демократии», «больше Европы», «реформированных институций ЕС» и т.д. Этот вариант основан на заблуждении: Евросоюз не страдает от такого дефицита демократии, который можно было бы компенсировать, «добавив чуть-чуть демократии» тут и там и проведя несколько реформ. Как я показывал в своей недавно вышедшей книге, ЕС был намеренно построен как свободная от демократии зона, предназначенная для того, чтобы не подпускать демократов к процессу принятия решений, передав последний картелю крупного европейского бизнеса и финансового сектора. Говорить, что ЕС страдает от дефицита демократии, это все равно что астронавту на Луне жаловаться, что там маловато кислорода…
Институции ЕС не могут быть реформированы посредством стандартной процедуры межправительственных дискуссий и постепенных изменений, закрепляемых в договорах. Поэтому лозунг «Больше Европы!» ошибочен: ведь при нынешнем режиме существования Евросоюза и его институций лозунг «Больше Европы» и постепенные реформы, не меняющие сути, приведут к формализации и легализации Европейского Союза Жесткой Экономии, построенного в соответствии с тем, что я описал как «План Шойбле». Это, в свою очередь, углубит кризис, бьющий по самым слабым гражданам Европы, повысит привлекательность ксенофобских правых партий и, во всяком случае, ускорит распад ЕС. Если это так — а я считаю, что это так, — то у демократов нет иного варианта, нежели возглавить лобовое столкновение с истеблишментом ЕС. А это подводит нас ко второму и третьему вариантам.
(последует)
Эта статья начиная с 5 сентября 2016 года публиковалась на разных языках в ряде СМИ по всей Европе — в Jacobin (США), Público (Испания), Neues Deutschland (Германия), Liberation (Франция) и Il Manifesto (Италия).
Источник: OpenDemocracy