Обвинение России в информационной войне сейчас считается стандартным полемическим приёмом. Россию постоянно упрекают в информационной войне при любой попытке русских СМИ и/или официальных лиц прорвать заговор молчания и изложить нашу точку зрения на события, вызывающие широкий международный отклик.
Ну что ж, война так война. Хотя у незаинтересованного наблюдателя, следящего за agend’ой, может сложиться впечатление, что высокотехнологичной, профессиональной и вооружённой фактами доброй машине российской пропаганды на Западе противостоят структуры, до сих пор применяющие клинопись для распространения своих идей и мнений.
Нынешние события вокруг Олимпиады показали, однако, что западная машина пропаганды сама без колебаний выходит за рамки декларируемых правил, стандартов и принципов журнализма, как только возникает для этого необходимость. Антироссийская кампания, основанная на выводах WADA, вполне может составить отдельную главу в любом учебнике по созданию циничной дезинформации и клеветы (свежий вброс Daily Mail, давление с помощью инсайдерской информации, и другие подленькие приёмчики, заимствованные из арсенала не забытой, как выяснилось, антисоветской, а теперь и русофобской пропаганды)
Олимпиада, как известно, была временем мира в Древней Греции. И вот этот принцип был грубо попран. Возня вокруг российской олимпийской сборной создала накануне Олимпиады в Рио атмосферу войны. Не честного спортивного состязания, а именно войны.
Заложниками стали не только российские спортсмены, заложницей фабрикаторов из разных агентств, присвоивших себе право выносить обвинения, стала сама идея олимпизма. Между тем, даже по официальной отчётности WADA, в прошлом году Россия внесла на счета этой организации почти 1,1 миллиона долларов. То есть, утверждения об отсутствии взаимодействия России и WADA в общей борьбе против допинга не просто неприличны, но является грубым передёргиванием и искажением фактов.
Ведь с самого начала было ясно, что, что скандал с мельдонием и вскрытие фактов применения других видов допинга – это принципиально отличающиеся друг от друга проблемы. Согласно докладу WADA, в 2014 году частота применения запрещенных субстанций в олимпийских видах спорта была чуть менее одного процента. При этом по милдронату/мельдонию данные исследований не опубликованы (если исследования вообще проводились).
Нет данных, что мельдоний сильнее или опаснее разрешенных фосфокретатина, L-карнитина, янтарной кислоты, ZMA, цитохрома С и иных метаболических средств. Предполагается, что в условиях нехватки кислорода (ишемия при инфаркте миокарда) мельдоний помогает клеткам сердца экономнее использовать кислород. А при высоких нагрузках он будто бы не дает клеткам «обжечься кислородом», то есть пострадать от оксидативного стресса. При высоких аэробных нагрузках (бег, плавание) его применение может даже немного снизить спортивный результат, но предотвратить повреждение клеток сердца[1].
Не будет преувеличением сказать, что вердикт WADA основан на научно обоснованных предположениях. Но всё же именно на предположениях. И вряд ли он может считаться безусловным основанием для столь жёсткого решения, как отстранение всех спортсменов России, прошедших квалификационный отбор на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Но поскольку стороны-участницы конфликта пошли на принцип, было ясно, что рассудить их может только высший арбитр. Таким арбитром глобального уровня оказался Владимир Путин.
Общеизвестно, что президент России принадлежит к когорте самых пламенных поклонников спорта. Путин не просто высокопоставленный болельщик. Он и сам спортсмен, и продолжает выходить и на татами, и на лёд, знает и законы спорта, и его закулисье.
Именно поэтому Путин неоднократно заявлял, что допинг – это зло. И что Россия будет выкорчёвывать эти неприемлемые для честного спорта практики. И, разумеется, все факты будут расследованы надлежащим образом, и будут сделаны соответствующие выводы.
Поэтому позитив и урок в том, что МОКу хватило выдержки и принципиальности прислушаться к доводам, которые были артикулированы президентом России и совместными с Россией усилиями вернуть ситуацию с конфликтного политического поля в правовое поле. Сработал громадный авторитет российского лидера в мире спорта высших достижений.
А российским Олимпийцам теперь остаётся только оправдать оказанное им «високое давэрие». И своими победами заполнить брешь, пробитую в неофициальном медальном олимпийском зачёте неучастием наших легкоатлетов.
Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия.
[1] Ярослав Ашихмин, «Насколько эффективна борьба с допингом. Медицинский анализ», Московский центр Карнеги, 22.06.2016