В России уровень образования, размер населенного пункта и социальный статус серьезно влияют на шансы почувствовать себя бедным, выяснили эксперты ИСП НИУ ВШЭ в ходе очередного мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения.
Мониторинг основан на данных Росстата, публичных данных Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения и результатах специального ежемесячного обследования населения по вопросам социального самочувствия и бедности, организованного ВЦИОМ по заказу НИУ ВШЭ. Обследование проводилось по репрезентативной в масштабах страны выборке в 1600 респондентов в 46 регионах страны в 130 населенных пунктах.
Ученые измеряли две субъективные характеристики благосостояния респондентов и их семей.
Первая из них — это субъективная оценка материального положения, для измерения которой респондентам задавался следующий вопрос: «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи — Вас и Ваших родственников, постоянно проживающих вместе с Вами?».
Вторая характеристика — субъективная оценка потребительских возможностей, для измерения которой задавался вопрос «К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?».
У опасной черты
Доля населения, которое оценивает материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое, достаточно стабильна последние полгода. По данным за апрель 2016 года она составила 21%. Среди них на очень плохое положение указали только 3% опрошенных. При этом наблюдается сокращение доли людей, субъективно оценивающих материальное благосостояние как хорошее или очень хорошее. Положительную оценку своему материальному положению дали 11% опрошенных.
На основе сведений о потребительских возможностях респондентов и их семей исследователи определили субъективную оценку бедности. К крайне бедным относятся люди, у которых недостаточно денег для покупки необходимых продуктов питания. В апреле 2016 года их доля составила 9% от общей численности опрошенных. Доля бедняков, у которого вызывает затруднения покупка одежды, составила, без учета крайне бедных, 32% от всех опрошенных. В целом, с учетом крайне бедных, 41% респондентов был отнесен к бедным по субъективной оценке материальных возможностей.
Шансы попадания в бедность выше в средних в семьях, источниками доходов которых являются пенсии (49%), а также в семьях одиночек и в бездетных семьях (56% и 43% соответственно), существенную часть которых также составляют семьи пенсионеров.
Риск отнесения себя к числу бедных по субъективной оценке потребительских возможностей значимо выше у опрошенных, проживающих в сельской местности (46%), не имеющих высшего профессионального образования (48,5% среди респондентов, имеющих образование не выше среднего, и 45% среди респондентов со средним специальным образованием) и у пенсионеров (56%).
Среди основных факторов крайней бедности — проживание в одиночку и в семьях с детьми.
Повышенный уровень крайней бедности наблюдается в трех группах населения:
- одиночных семьях, половина из которых — люди пенсионного возраста. Крайне бедными здесь являются 16,7% человек;
- семьях с двумя и более детьми (9,8%);
- семьях с детьми в возрасте до трех лет (9,9%).
Наиболее уязвимы также семьи, зависящие от социальных выплат.
Доля бедных среди живущих только на соцпособия в 1,7 раза превышает долю бедных среди имеющих только трудовые доходы.
Кому сокращают зарплату
Работающие граждане также рискуют узнать, что такое нужда. За последние три месяца около 40% российских семей столкнулись с негативной ситуацией на рынке труда.
Самыми распространенными случаями остаются:
- снижение заработной платы (24% семей от общего числа опрошенных в апреле 2016 года);
- задержки выплаты зарплаты (19%);
- перевод на неполную рабочую неделю, вынужденный неоплачиваемый отпуск, увольнение (9%).
В апреле сокращение зарплат участилось для бездетных и многодетных семей, а также для специалистов с высшим профобразованием и работников, занятых в коммерческой сфере.
При этом расходы россиян растут.
Несмотря на то, что официальная статистика показала в первом квартале 2016 года существенное снижение темпов потребительской инфляции, население продолжает ощущать значительный рост цен по наиболее значимым группам товаров и услуг.
Так, в ходе апрельского опроса более трети респондентов (34%) указали на то, что на протяжении последних одного-двух месяцев они ощутили значительный рост цен на бензин, 31% отметили значительное увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, столько же — на овощи и фрукты, 25% — на мясо и мясопродукты, по 18% — на сахар и молочные продукты.