После пяти лет бума почти безграничных возможностей начинает портится погода еще в одном классе активов, — в который простым огородным миллионерам и не стоит соваться: на рынке сверхдорогих произведений искусства.
Аукционный дом Сотбис (Sotheby’s) сообщил в понедельник о падении доходов в первом квартале на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Агентские комиссионные и сборы, крупнейшая подкатегория, упали на 37%. Расходы выросли. В результате получен оглушительный операционный убыток в $32 млн – бросок на $50 млн от $18 млн прибыли годом ранее.
После публикации этих новостей акции Sotheby упали на 8%, торгуясь в один момент ниже $26 за акцию, но потом каким-то чудом отскочили назад и сегодня закрылись на отметке $28.72. Тем не менее, они все еще на 38% ниже по сравнению с их 52-недельным максимумом, достигнутым в июне прошлого года, и на 46% ниже после кризисного максимума декабря 2013 года, — тех безмятежных дней, когда количественное смягчение еще надувало рынок искусства и капиталы его участников.
В то же самое время аукцион компании ожидало фиаско. На аукционе в Нью-Йорке вчера вечером (09.05), Сотбис продал современных и импрессионистских произведений искусства на $144.5 млн, что на 61% меньше по сравнению с аукционом годом ранее, и худший результат с 2009 года.
Из 61 лота 21 остался непроданным. То есть сделки были заключены лишь на 66% предложенных произведений.
«Я считаю, что это просто катастрофа», заявил в интервью агентству Bloomberg Тодд Левин (Todd Levin), директор нью-йоркской Levin Art Group. «Не достаточно просто получить работы, вы должны закрыть сделки», сказал он.
Были и некоторые победители, в том числе скульптура Огюста Родена (Auguste Rodin) «L'Eternel Printemps», которая был продана за $20.4 млн, что значительно выше предпродажной оценки в $8 млн. Редкие счастливчики. Bloomberg:
Самый большой жертвой на Сотбис стало изображение красного парусника Андре Дерена (AndreDerain), оцененное от $15 млн до $20 млн. В торговом зале в Верхнем Ист-сайде на нее не было получено ни одной заявки. Похожая судьба ждала несколько работ Пабло Пикассо (Pablo Picasso), наряду с картинами Поля Гогена (Paul Gauguin) и Пьера-Огюста Ренуара (Pierre— Auguste Renoir).
«Это реальное отражение текущей ситуации на рынке», сказала Хелена Ньюман (Helena Newman), глобальный соруководитель департамента импрессионистов и современного искусства компании. Как и многие дилеры и советники, она назвала текущий рынок «проницательным» и «привередливым». Она добавила, что оценки июньских продаж в Лондоне будут «отражать то, что мы видели сегодня».
Предчувствия фиаско стали очевидными в воскресенье на аукционах послевоенного и современного искусства, проводимых Кристис и Филлипс (Christie’s and Phillips), ознаменовавших начало серии больших полугодовых аукционов на этой неделе с комбинированной целевой оценкой от $1.1 млрд до $1.6 млрд.
На аукционе Кристис было продано объектов послевоенного и современного искусства всего на $78.1 млн. Для сравнения, на аукционе Кристис год назад, объем продаж достиг $658.5 млн, что более чем в восемь раз больше текущих результатов!
Учитывая мрачную ситуацию на рынке в этом году, аукцион был небольшим: были предложены только 39 лотов, и проданы все, кроме одного. Но согласно Art Net News, «атмосфера и динамика предложения цены в комнате продаж часто казались напряженными и вялыми в течение всего процесса продаж».
В этих аукционах участвуют очень богатые коллекционеры, у большинства из них достаточно ликвидности, так что им не надо продавать, если они, конечны, не испытывают серьезные финансовые затруднения. Когда рынок становится шатким, они — и их советники, гуру из индустрии, — полагают, что им стоит подождать лучших времен, а не распродавать произведения искусства, тем самым еще ниже продавливая уже и так «настороженный» рынок, — как его охарактеризовал Бретт Горви (Brett Gorvy), глобальный глава послевоенного и современного искусства в Кристис.
На воскресном аукционе в Филлипс, бутиковом аукционном доме, принадлежащем российской компании Mercury Group, было предложено 37 лотов. Три из них продать не удалось. Остальные были проданы за $46.6 млн, что примерно в полтора раза ниже по сравнению с годом ранее.
«Это в общем результат сокращающегося рынка», сообщил Bloomberg генеральный директор ФиллипсЭд Долман (Ed Dolman). «Мы увидим сокращение продаж по всем направлениям».
После окончания количественного смягчения по этим инвесторам — и их аппетиту к искусству – ударило несколько неприятных факторов: нестабильность на фондовых рынках, когда некоторые из них погрузились в медвежий рынок; начало спада жилой недвижимость в «трофейных» городах; крах цены на нефть, ударивший по российским олигархам с особенной силой; плохие результаты хедж-фондов, когда некоторые большие имена превратились в настоящих испарителей денег; фирмы по инвестициям частного капитала, начавшие нести убытки ...
Эти факторы казались невообразимыми в славные дни количественного смягчения (обычного и до и бесконечности»), в ту уже далекую эпоху, когда центральные банки все еще считались всемогущими «надувателями» рынка, которые всегда будут способны передать еще больше богатства тем, кто уже имел больше всех.
Но теперь этих инвесторов обуяла тревога. Ведь они стали настолько богаче за последние семь лет, наслаждаясь последствиями того, что Бен Бернанке назвал «эффектом богатства». Теперь они обеспокоены, что система достигла предела, и что ощущение реальности, — противная мыслишка, может вернуться на некоторые рынки и их оценки, — они становятся пугливы как лани.