Стало привычным и политически правильным обвинять то, что называют избытком капитализма, в наших экономических проблемах, и особенно в мошенничестве на Уолл-стрит, о котором то и дело сообщается в деловых новостях. Политики устраивают пикник, разводя демагогию по поводу проблемы, при этом, конечно, совершенно ничего не делают с мошенничеством и обманом, обнаруженным в бюджетных уловках федерального правительства – за что они несут непосредственную ответственность. Вместо этого оно предоставляет толпе кейнсианцев, которая правит бал, возможность атаковать свободные рынки и игнорировать проблему здоровых денег.
Так что мы снова слышим эту песню: «Капитализм провалился; нам нужно усилить правительственный контроль над всем финансовым рынком». Никто не интересуется, почему потраченные миллиарды и тысячи страниц законов, которые были написаны со времен последней серьезной атаки на капитализм в 1930-х годах, не предотвратили мошенничество и обман, связанный с Enron, WorldCom и Global Crossings. Конечно же, в этом провале виновен не недостаток регулирования.
И определенно никто не упоминает, что все финансовые пузыри с лихвой пропитаны надувательством, спекуляциями, долгами, жадностью, мошенничеством, ужасающими ошибками в инвестиционных решениях, легкомыслием со стороны аналитиков и инвесторов, огромными бумажными прибылями, убежденностью в том, что началась экономика новой эры и, помимо всего прочего, ожиданием журавля в небе.
Когда пузырь раздувается, никто не жалуется. Когда он лопается, начинаются поиски виновников. Это особенно справедливо в эпоху когда все вокруг чувствуют себя жертвой, и масштаб всего этого действа поистине велик. Проблема быстро обретает философский, партийный, классовый, наследственный и даже расовый характер. Уходя в сторону от настоящей причины, поиск виноватых затрудняет разрешение кризиса и еще больше подрывает принципы, на которых зиждется свобода и процветание.
Никсон был прав – лишь однажды – когда он заявил: «Теперь мы все – кейнсианцы». Весь Вашингтон синхронно объявляет, что к сегодняшней ситуации нас привел слишком свободный капитализм. Теперь главным плановикам в Вашингтоне предстоит решить только один вопрос – чьи особые интересы будут соблюдены в предстоящей пародии на реформу. Лоббировать будут все, кому не лень: инвесторы Уолл-стрит, корпорации, военно-промышленный комплекс, банки, работники, профсоюзы, фермеры, политики и все остальные.
Капитализм - это неудача?