Отношение к войне – актуальная тема современных научных исследований. Так известный социолог Рональд Инглхарт в ходе своих исследований установил, что война, с точки зрения все большего количества современных людей, становится явлением, которое не должно иметь никаких шансов на воплощение в реальности. Отношение к ценности человеческой жизни за последние несколько десятков лет кардинально изменилось, все меньше людей готовы пожертвовать собственной жизнью, либо жизнью близких в ходе военных действий. Это, по данным исследований, связано с ростом уровня благополучия и безопасности в разных странах мира.
Тем не менее, войны остаются распространенным явлением в современном мире. Военные действия разрушают экономику стран-участниц, в ходе военных кампаний гибнут сотни людей. Это означает, что войны по-прежнему являются популярным средством разрешения международных конфликтов. На этом фоне возникает вопрос: какие люди одобряют ведение военных действий? В исследовании Ольги Гулевич и Андрея Неврюева приняли участие 1600 респондентов, являющихся пользователями социальных сетей и обсуждающих военную тематику в интернете
Война как стратегия разрешения международных конфликтов
Вопрос о факторах, оказывающих влияние на отношение людей к войне, изучается в психологии на протяжении нескольких десятков лет. Сейчас существуют два основных направления исследований. Первое касается отношения людей к конкретным военным действиям, которые затрагивают их собственные интересы (например, к войнам во Вьетнаме, Ираке, Афганистане и т.д. ). В рамках второго направления изучается милитаризм – одобрение военного вмешательства своей страны в дела других стран.
В то же время, по мнению Ольги Гулевич и Андрея Неврюева, существует третье перспективное направление исследования: изучение отношения к войне как способу разрешения любых международных конфликтов. Речь идет об оценке войны в целом как явления вне зависимости от участвующих в ней стран. Война рассматривается как стратегия поведения в конфликте, предполагающая агрессию по отношению к оппоненту. В этом ракурсе и выполнено проведенное исследование. Ученые попытались обнаружить черты, свойственные людям, одобряющим насилие в международных отношениях. Они сфокусировали внимание на двух особенностях – жизнестойкости и отчуждении.
Разорванные связи – потенциал для агрессии
Жизнестойкость – это система убеждений человека о себе, мире и своих отношениях с ним. Жизнестойкие люди испытывают живой интерес к происходящему вокруг них, считают, что могут контролировать свою жизнь, готовы идти на риск и брать на себя ответственность за происходящее. Люди с высоким уровнем жизнестойкости остаются активными в сложных ситуациях и успешно справляются со стрессом.
Чем ниже уровень жизнестойкости человека, тем выше уровень его отчуждения. Отчуждение выражается в ощущении бессмысленности происходящего и стремлении к социальной изоляции. Психологические исследования говорят о том, что люди с высоким уровнем отчуждения ведут себя более агрессивно и более негативно относятся к тем, кто в их глазах выглядит чужим и опасным. Ученые предположили, что эта закономерность проявляется и в отношении к войне.
Результаты исследования показали, что низкая жизнестойкость действительно связана с высоким уровнем отчужденности. Иными словами, чем меньше человек интересуется происходящим, готов к риску и уверен в собственных силах, тем слабее он связан с окружающим миром. В свою очередь высокая отчужденность ведет к одобрению военных действий.
Разное влияние отчуждения
Однако в научных исследованиях проводится различие между разными формами отчуждения: от себя, межличностного общения и общества в целом. Отчуждение от себя выражается в ощущении отсутствия смысла жизни, отказе от индивидуальности и личной свободы. Отчуждение от межличностных отношений проявляется в потере интереса к другим людям и восприятии их как лицемерных и склонных к манипуляциям. Отчуждение от общества связано с ощущением бессмысленности и несправедливости происходящего в государстве, собственной зависимости от власти и невозможности изменить ситуацию к лучшему.
В ходе исследования Ольга Гулевич и Андрей Неврюев учли эти различия и проанализировали, как разные формы отчуждения связаны с отношением к войне. Выяснилось, что, чем выше отчужденность от собственной личности и межличностных отношений, тем больше одобрение войны как способа разрешения международных конфликтов. В то же время, отчужденность от общества не предсказывает отношение к военным действиям.
По мнению исследователей, причина этого в том, что связь между отчуждением от общества и отношением к войне зависит от распространенных в этом обществе норм и представлений. «Чем ниже степень отчужденности человека от общества, тем сильнее он поддерживает эти нормы и представления», – комментируют ученые. Поэтому в милитаристски настроенных обществах люди с низким уровнем отчуждения от общества больше поддерживают военные действия, чем люди с высоким уровнем. В пацифистски настроенных странах связь противоположная. А в странах с противоречивыми нормами и представлениями связь между отчуждением от общества и отношением к войне отсутствует вообще.
«Современная Россия, по-видимому, относится к числу стран с противоречивым дискурсом», – делают вывод исследователи. С одной стороны, в учебниках истории, книгах и художественных фильмах описываются военные потери России: разрушенная экономика, погибшие люди. «С другой стороны, заявления политиков о возможности использования российской армии на территории других стран, демонстрация военного потенциала страны, создает впечатление, что в определенных обстоятельствах война является лучшим способом решения международных проблем», – комментируют исследователи. Вследствие этого противоречия, отчуждение человека от общества в России не сказывается на его отношении к войне, считают ученые.
Отчужденность ведет к одобрению войны