По ряду обстоятельств был в Минске.
Впечатлений на мою профессиональную тему медиаконсалтинга практически нет. То есть мой прогноз оправдался полностью – выборы в Беларуси никого не интересуют. Это просто объективная констатация. Поэтому, натурально, и сказать о них нечего.
Мне другое понравилось. Умные люди завели бы разговор о трансформации режима. Но то умные, а я так, погулять вышел. И термин «режим» мне не нравится, он заражён негативизмом. Слово régime, кто не знает, означает «порядок».
Поэтому для удобства пользования и для солидности я буду называть нынешний белорусский образ жизни «Старый порядок». Во-первых, это терминологически эффектно. Во-вторых, если вы почитаете книжки про настоящий Ancien Régime, поймёте, что это верно с точки зрения сравнительной политологии.
Старый порядок в Беларуси устаканился, людям он привычен (это главное). Общество Старого порядка в Беларуси благоустроенное и при этом предельно атомизированное. Кучкование и/или мышкование если и наблюдается, то преимущественно в социальных сетях. Я к этому вернусь позже.
Как быть при Старом порядке активным людям? Активные люди в Беларуси есть – это не обсуждается. А чего в Беларуси при Старом порядке нет, так это ресурсов. Ergo, чтобы ухватить кусок, активный беларус должен его у другого беларуса вырвать.
Следует заметить, что даже самый пассивный беларус защищая свой кусок от активного беларуса способен проявить удивительно откуда взявшуюся активность. Это базовый параметр анализа.
Старый порядок в Беларуси не статичен. Последние 5 лет он дрейфует в сторону умеренно-националистического порядка. Это очевидно, и умные люди из числа активных беларусов не могут этого не понимать.
История, а особенно Украина учат нас, что национализм есть политический ресурс, который в отсутствие других ресурсов, как и хуй, завёрнутый в газету, способен заменить практически всё, а не только сигарету.
Особенность белорусского национализма как ресурса, в том, что в отличие от других активов, белорусский национализм не приватизирован Старым порядком. Проще говоря, белорусский национализм – это такой идеологический гомстед-конструкт. Заплати символическую сумму и пожалуйста, возделывай свою полоску, только межевые границы не нарушай.
Среди моих социально-сетевых друзей, скажем, есть коллективный пропагандист и организатор Zmicier Pankaviec , а есть находящийся с ним в состоянии почти религиозной войны Piotra Piatrouski. Такова их дислокация.
При Старом порядке так повелось, что националистическая белорусская житница кормила поколение беларусов пассивных. Они полёживали в трусах на диванах, поплёвывали в телевизор, почёсывали между делом свой национализм и подрачивали на шляхетские вольности.
20 лет это называлось борьбой против Старого порядка. Старый порядок стареет, стареют и борцы с ним, а некоторые дожили до такого симбиотического состояния, что уже получают от Старого порядка трудовые пенсии. Шли годы…
Осваиваемая путём длительного подсечно-огневого земледелия житница белорусского национализма сегодня дошла до состояния, которое А.П.Чехов рисует нам в комедии «Вишнёвый сад».
И вот молодые активные беларусы и по совместительству мои друзья в социальных сетях, допустим, член Союза журналистов Аляксандр Шпакоўскі объявляют старым пассивным беларусам: «Вам уже известно, национализм ваш продается за долги, на 11 октября назначены торги, но вы не беспокойтесь, наши дорогие, спите себе спокойно, выход есть... Вот наш проект. Прошу внимания! Ваш национализм находится в пределах второго кольца Минской кольцевой автодороги, возле Куропат, и если национализм разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Ну, примерно так.
Молодым активным беларусам, получившим при Старом порядке весьма неплохое образование, овладевшим словами «контемпорари арт», «постмодерн» и «престидижитация», такое предложение представляется рациональным. Но не тут-то было.
Пассивные беларусы в предложении активных беларусов подшаманить белорусский национализм немедленно усматривают покушение на такую незыблемую ценность, как продавленный диван.
Начинается склока (питательная среда пассивных беларусов) с криками: «Каждый молодой активный националистический беларус должен съесть свою порцию говна».
Ну, тут у меня и у А.П.Чехова занавес. Потому что это пьеса без ружья на стенке. А кратко этот текст выражен на нижеследующей картинке.
Инджой за доставленные неудобства.