Хотя на сцене долговых дефолтов сейчас доминирует Греция, реальная трагедия разыгрывается намного ближе к Америке, в нисходящей спирали Пуэрто-Рико. Как и в Греции, пуэрториканская экономика была разрушена из-за участия в нереалистичной монетарной системе, которую Пуэрто-Рико не контролирует, и неспособности политиков решить проблему банкротства. Но ущерб, причинённый пуэрториканской экономике Соединёнными Штатами, был намного более чувствительным, чем ущерб, причинённый Греции Европейским союзом. В самом деле, уроки, которые мы должны извлечь из ситуации в Пуэрто-Рико — как политика занятости и налогов может разрушить экономику — должны привлечь внимание тех, кто советует делать то же на основной американской территории.
США внедрили на территории Пуэрто-Рико пять якобы полезных, но на самом деле подрывающих экономику принципов. А именно:
1. Освободили правительственный долг острова от всех налогов США по закону Джонса-Шафорта (Jones-Shaforth).
2. Устранили налоговую льготу для частных инвестиций отменой действия раздела 936 налогового кодекса США.
3. Заставили остров выполнять условия ограничительного торгового соглашения.
4. Заставили остров принять уровень минимальной заработной платы США.
5. Позволили Пуэрто-Рико предоставлять щедрые социальные льготы по сравнению с уровнем налогов.
На первый взгляд принятие таких политически популярных законов кажется благоприятным, и это позволило политикам заявлять, что их старания помогли беднейшим пуэрториканцам. Но на самом деле это усугубило бедность тех самых людей, которых эти законы якобы призваны были поддерживать. Уроки столь очевидны, что только самые ярые сторонники экономического контроля правительства могут их не понять.
Свободный от налога долг
Освободив жителей США от налогов или процентов по суверенному долгу Пуэрто-Рико, Вашингтон стремился помочь пуэрториканской экономике, чтобы правительству острова было легче и дешевле брать займы у основной территории. В результате облигации правительства Пуэрто-Рико стали основным активом многих фондов, владеющих облигациями муниципалитетов США. Также как десять лет назад с облигациями ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac, финансированных государством, многие инвесторы полагали, что эти пуэрториканские облигации обладают косвенной гарантией правительства США. Если бы они так не считали, правительство Пуэрто-Рико имело бы куда меньше возможностей делать займы. Однако, это субсидирование привело к расширению не пуэрториканской экономики, а правительства Пуэрто-Рико, что негативно отразилось на росте частного сектора.
В отличие от свободных от налогов доходов американцев, покупавших правительственные облигации Пуэрто-Рико, те, кто давали кредиты пуэрториканским предприятиям, должны были платить налоги с получаемых процентов. Вместо фактических капиталовложений для повышения производительности острова деньги переходили к правительству, которое использовало их для покупки голосов посредством щедрых льгот для государственного сектора, что было бесполезным для роста экономики острова или улучшения ситуации с выплатой долга. Эта проблема была предоставлена будущим налогоплательщикам, что совершенно не заботит политиков, собирающих голоса сейчас.
События развивались почти также как в Греции, где низкая стоимость заимствований, обусловленная сильной валютой евро, и расчёт на поддержку Европейского центрального банка и более состоятельных европейских стран позволяла греческому правительству получать кредиты по куда более низким ставкам, чем позволила бы её напряжённая финансовая ситуация в отсутствие этих факторов.
Налогообложение частных инвестиций
При том, что правительство США облегчило заимствования правительству Пуэрто-Рико, оно затруднило их частному сектору. В 2006 году правительство прекратило действие налоговой льготы, предусматривавшей освобождение от налогов США корпоративных прибылей с инвестиций частного сектора. В результате американские предприятия, которые инвестировали и нанимали работников на острове, изъяли свои ставки, переместив их в более благоприятные места. Это повредило налоговой базе Пуэрто-Рико, просто потому, что дополнительные заимствования (ставшие возможными благодаря тройному освобождению правительственных долгов от налогов) навязали налогоплательщикам Пуэрто-Рико больший объём будущих обязательств.
Закон Джонса
Закон Джонса (Jones) 1920 года, призванный защищать торговый флот США от иностранной конкуренции, оказал разрушительное влияние на Пуэрто-Рико и может служить иллюстрацией опасности торговых барьеров. Согласно условиям этого ужасного закона, судам под иностранными флагами запрещено перемещать грузы между двумя портами США.
Пуэрто-Рико считается портом США. Поэтому контейнерное судно, доставляющее товары из Китая на материковую территорию США, не может по пути сделать заход на Пуэрто-Рико. Вместо этого судно должно разгружаться в материковом порту, перегрузить товары на дорогостоящее судно под американским флагом и вернуться в Пуэрто-Рико. В результате затраты на транспортировку в Пуэрто-Рико и из него — самые высокие в странах Карибского бассейна. Это снижает товарооборот между Пуэрто-Рико и остальным миром. Поскольку большая часть готовой продукции импортируется на остров, потребительские цены высоки, а в частном секторе мало рабочих мест. Хотя средний доход в Пуэрто-Рико немного выше половины среднего дохода в самом бедном штате США, прожиточный минимум выше среднего по штатам – и это последствия закона Джонса.
Федеральный уровень минимальной заработной платы
В 1938 году по Закону о справедливых трудовых стандартах в Пуэрто-Рико принят федеральный уровень минимальной заработной платы. Но только в 1983 году был поэтапно введён закон 1974 года, требовавший соответствия по минимальной заработной плате материковой территории. Сегодняшняя минимальная заработная плата $7.25 за час составляет 77% текущей средней заработной платы Пуэрто-Рико $9.42. В противоположность этому, федеральный минимум зарплаты равен всего 43% средней заработной платы в США, $17 в час (по данным Бюро трудовой статистики за май 2014 года). Минимальная зарплата в США должна быть более $13, чтобы соответствовать пропорции Пуэрто-Рико. Если сравнивать минимальный заработок с доходом на душу населения, разница ещё больше.
Навязывание чрезмерно высокого уровня минимальной заработной платы привело к тому, что рабочих мест начального уровня в Пуэрто-Рико просто не существует. Уровень безработицы, по данным бюро трудовой статистики, выше 12%, а доля работающих от численности трудоспособного населения, по данным Всемирного банка, около 43% (против 63% на материке). «Успех» администрации Обамы — повышение федерального минимума до $10 в час означает, что минимальная зарплата в Пуэрто-Рико будет выше текущей средней зарплаты. Это повлечёт за собой увольнения на острове и станет ещё одним шагом в экономическую западню. Я могу предсказать, что это приведёт к кризису, созданному в прошлом десятилетии на американском Самоа, когда экономика острова была разрушена чрезмерным повышением минимальной заработной платы.
Интересно будет посмотреть, хватит ли нашим прогрессивным политикам предусмотрительности и снисходительности, чтобы исключить Пуэрто-Рико из планов повышения минимальной заработной платы. Но для этого им придётся признать разрушительное действие закона, а этого они не могут допустить.
Социалка
В 2013 году средний доход в Пуэрто-Рико был немногим выше дохода самого бедного штата в союзе (Миссисипи), но размер пособия по безработице примерно такой же, как в США. Это означает, что в Пуэрто-Рико стимул отказаться от государственной помощи в пользу работы заметно слабее, так как большая численность живущих на пособие оказывается финансово более выгодной при снижении числа низкооплачиваемых рабочих мест. Из-за этого порочного поощрения жить на пособие менее половины мужчин трудоспособного возраста работают, и 45% населения острова имеют доходы ниже федерального уровня бедности (Бюро переписи населения, Краткая сводка исследования американского населения за сентябрь 2014 г.) Согласно отчёту Нью-Йоркского федерального резервного банка за 2012 год, 40% доходов острова состоит из трансфертных платежей, и 35% жителей острова получают талоны на питание (Fox News Latino, 3/11/14).
Иными словами, проблемы Пуэрто-Рико поразительно похожи на проблемы Греции. Правительство хронически расходует больше, чем получает в виде налогов, экономика поймана в бюрократическую ловушку, и экономической судьбой в значительной степени управляют другие.
Решения проблемы Пуэрто-Рико просты, но неприемлемы для признания политиками на материке. Пуэрто-Рико должны позволить объявить банкротство, федеральное стимулирование займов для пуэрториканского правительства должно быть устранено, к Пуэрто-Рико не должны применяться Закон Джонса и федеральная минимальная заработная плата, и требования федерального социального пособия должны быть снижены. Пуэрто-Рико уже имеет огромное преимущество быть исключённым из федерального подоходного налога и системы медицинского страхования Обамы, так что начав с чистого листа, в отсутствие угнетающего долга и федеральных правил, капитализм сможет быстро восстановить благосостояние, разрушенное социализмом. При нынешних стимулах в рамках Законов 20 и 22 (которые освобождают от местных и федеральных налогов поступающий из Пуэрто-Рико доход по новым поступлениям — см. мой доклад о безналоговой зоне Америки) и при условии проведения некоторых дополнительных местных реформ с целью создания свободного рынка труда, через поколение пуэрториканцы могут получить более высокий доход на душу населения, чем любой штат США.
Если бы Вашингтон действительно хотел бы ускорить этот процесс, он бы освободил налоговых резидентов материка от всех налогов, в том числе от минимального альтернативного налога, на доходы от инвестиций в Пуэрто-Рико, включая дивиденды, доходы с капитала и проценты от вложений капитала.