В мае с.г. Европейская комиссия вынесла на обсуждение Европарламента план мер по борьбе с нелегальной иммиграцией. О своей неспособности справиться с нескончаемым потоком беженцев Италия неофициально заявила ещё в 2014 году, когда просто прикрыла спасательную программу в Средиземном море «Маре Нострум». Несмотря на заявления итальянских властей о том, что проект обходится неоправданно дорого бюджету, Брюссель понял – Рим хочет переложить нагрузку по приему нелегалов на всё европейское сообщество. Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини было дано поручение разработать эффективную стратегию в отношении беженцев.
Как никто другой из европейских политиков знакомая с проблемами, которые несут с собой нелегалы, итальянка Могерини спешно разработала план, вызвавший недоумение политической элиты и слегка ошеломивший европейскую общественность и СМИ.
Наибольшие разногласия вызвали 2 предложения — борьба с морскими судами, занимающимися нелегальной переправой, и новые правила распределения беженцев по всем странам Евросоюза, согласно квоте.
Бороться с перевозчиками Могерини предложила радикально — арестовывать суда в море, а в случае сопротивления физически уничтожать их в нейтральных водах или у побережья Ливии, откуда идет основной поток беженцев в Европу. Могерини заявила, что намерена в ближайшее время получить для этого мандат ООН. Соблюдая дипломатические тонкости, она призвала спецслужбы и военную разведку стран ЕС задействовать все силы для сбора информации об инфраструктуре контрабандистов, чтоб представить в ООН достоверные данные и впечатляющие цифры.
Эксперты считают, что страны, обладающие правом вето в Совбезе ООН, скорее всего не дадут согласия на использование военно-морских сил в Средиземном море, тем более против гражданских судов. Европейские СМИ обсуждают целый ряд правовых вопросов, например, кто конкретно будет принимать решения о том, что корабль принадлежит именно контрабандистам, по каким законам организовывать уголовное преследование и доказывать степень вины владельца или капитана судна. И также целый ряд практических вопросов — куда девать арестованные суда, что делать с обломками в море и, наконец, что делать с людьми на борту.
Кроме того, необходимо получить согласие ливийских властей проводить военную операцию в ее территориальных водах. Наблюдатели предполагают, что отсутствие в Ливии институтов власти, привычных европейцам, затруднит юридическое закрепление этого аспекта плана. Любые переговоры с временным правительством о новой военной кампании нарушат хрупкую стабильность в этой стране. Популисты твердят об ответных атаках со стороны группировок, организующих подобный бизнес, и о новом витке агрессии праворадикальных исламистов в Европе, который непременно последует после очередной военной операции ЕС и НАТО.
Политическая элита вынуждена как-то лавировать между общественным мнением и напором команды Могерини. В основном используется аргумент, что проблему нелегалов так не решить. Как сказал министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер, «уничтожение судов в районе Ливии приведет к тому, что будут организованы другие маршруты». Немецкая сторона предлагает расширить круг задач действующей операции «Тритон», целью которой является проведение спасательных операций в Средиземноморье. По настойчивому требованию ФРГ, европейские парламентарии уже дали согласие увеличить бюджет проекта до 9 млн евро ежемесячно.
Бюрократические согласования в разных инстанциях ЕС вынуждают отдельные страны разрабатывать и активно внедрять различные программы по пресечению проникновения нелегалов на их территорию. В конце мая Болгария, Греция и Турция заключили договор о создании совместного центра пограничного контроля. По данным агентства пограничной охраны «Фронтекс», турецко-греческую границу в районе Эгейского моря с начала 2015 года пересекли уже около 50 тыс. человек. По словам министра внутренних дел Болгарии Р. Бычварова, Турция приняла также 2 млн беженцев из Сирии, которые стремятся в Болгарию и Грецию. «Наше сотрудничество в области пограничного контроля послужит барьером, если миграционные потоки резко сменят традиционное итальянское направление», – заявил он.
Немецкое правительство в одностороннем порядке приняло решение о дополнительном финансировании своего миграционного ведомства и увеличения вдвое штата сотрудников. В 2014 году Германия приняла более 250 тыс. заявлений с просьбой о предоставлении убежища. Это составляет треть от всего числа заявок, поданных в ЕС. 8 мая на заседании кабинета министров ФРГ было принято важное решение: «просителей убежища с неблагоприятными перспективами необходимо быстрее депортировать из страны». И запротоколированный факт – «при этом беженцы должны оставаться в учреждениях для первичного приема, а не распределяться по регионам», как это практикуется в последние годы.
Важным вопросом, от согласованного решения которого зависит утверждение плана Могерини, является распределение беженцев внутри ЕС согласно квоте. Один из параграфов в основополагающих договорах ЕС, который ещё не был ни разу применен, разрешает переселение внутри Евросоюза в случае необходимости.
Квота составляется исходя из размеров территории, экономических показателей и уровня безработицы. Основная нагрузка ляжет в таком случае на Францию, ФРГ, Швецию, Италию и Венгрию – 75% от 40 тыс. потенциальных просителей. Великобритания, Ирландия и Дания, в связи с особыми договоренностями, исключены из этой системы.
Решение должно быть утверждено 55% государств-членов ЕС, в которых проживает больше 60% населения всего союза. Крайне недовольны таким поворотом Польша, Чехия и Словения. Правый консерватор премьер-министр Венгрии В. Орбан открыто заявил о нежелании своих граждан видеть в стране «количественно значимое меньшинство». Солидарен с ним глава правительства Литвы А. Буткявичюс: «Мы не против мультикультурализма, однако, в мононациональной республике, где 85% населения литовцы и ещё 7% составляют европейцы, речь не может идти об адаптации».
Недовольство высказали министры внутренних дел ФРГ и Франции. В совместном заявлении они обвинили Италию в том, что итальянцы просто пропускают мигрантов дальше в Евросоюз, не оформляя документы и не выполняя «дублинские соглашения», по которым заявление соискателя рассматривается в стране, через которую он впервые въехал в ЕС. Канцлер Меркель пока заняла выжидательную позицию.
Активную пропаганду «против» плана Могерини развернули праворадикальные партии. В основном они используют политкорректные и убедительные аргументы – беженцы не только не знают иностранных языков, но и не представляют себе географически расположения стран, куда их переселят. Что говорить об этнических традициях и общеевропейских культурных ценностях? Ораторы подчеркивают, что так называемый «бонус» в 6 тыс. евро за каждого переселенца предусмотрен для строительства общежитий и на усовершенствование миграционных пунктов. А нагрузка на социальную адаптацию будет полностью возложена на национальные страны. Кроме того, как быть с морально-этическими аспектами, а именно, в чьей компетенции будет решение по каждому конкретному случаю, по каждому человеку, в какую страну и по каким критериям будет отправлен мигрант и др.
Наблюдатели отмечают, что возникшая в последнее время в заявлениях еврокомиссаров путаница в терминологии «размещение — расселение — перемещение» и корректировка фразы не просто «мигранты», а «мигранты, нуждающиеся в защите международного сообщества», свидетельствуют о явном кулуарном давлении на Могерини.
Но проблема стоит так остро, что при подавляющем большинстве в Европарламенте центристов, традиционно выступающих за европейскую интеграцию и «солидарность», прогнозируется итоговое принятие плана Могерини с незначительными поправками.
План Могерини: бой на море и на суше