Российские компании редко снижают заработную плату в номинальном выражении. Даже в условиях кризисов и при уменьшении оборотов бизнеса они стараются не прибегать к такой форме сокращения издержек. Альтернативой урезанию жёстко фиксированной зарплаты зачастую становится отказ от ее повышения – фиксация на определенном уровне, что в реальном выражении оказывается её снижением, так как постепенно сумма выплат «съедается» инфляцией.
В то же время высокая степень «жёсткости зарплат делает неповоротливым и негибким рынок труда и увеличивает безработицу, так как, отметил Александр Ларин, «обремененные дорогими сотрудниками» компании не в состоянии нанимать новых специалистов и вносить корректировки в штат сотрудни, исходя из своих нужд.
Александр Ларин решил выяснить, в чем причина жёсткости номинальных заработных плат в России, насколько распространен такой подход на рынке труда и представители каких отраслей прибегают к нему чаще других.
Эмпирический анализ был основан на данных панельного опроса российских домохозяйств RLMS-HSE за период с 2004 по 2013 годы (всего 1530 наблюдений). Результаты исследования были представлены на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) в докладе «Нисходящая жёсткость номинальных заработных плат: заслуга профсоюзов или добровольное решение фирм?»
Инфляция помогает экономить на зарплатах
Как отметил Ларин, представляя доклад, источниками жесткости заработных плат могут быть институциональные и неинституциональные факторы.
К институциональным факторам относится минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который не дает опуститься ниже установленной государством планки, а также деятельность профсоюзов, которые также не дают работодателям ущемлять права работников.
Неинституциональные факторы – это проявление добровольного решения фирм, которые считают, что проиграют от снижения зарплат своим сотрудникам. «Эта теория основана на гипотезе неприятия потерь. При снижении зарплаты на одну тысячу рублей производительность труда снижается больше, чем увеличивается при повышении зарплат на ту же величину, – пояснил Ларин. – Компании могут бояться, что усилия и дисциплина работников упадут, ценные кадры уйдут, надо будет искать новых, обучать их, что в итоге обернется гораздо большими потерями».
Результаты проведенного им исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на слабые профсоюзы, в России наблюдается высокая степень жёсткости заработных плат. То есть, в России фирмы чаще идут на заморозку зарплат, чем во многих других странах мира.
В кризис в 65% наблюдений заработная плата не изменялась, что значительно превышает показатели США и стран Евросоюза, утверждает автор исследования. Для сравнения, самое высокое значение вероятности фиксации заработных плат наблюдается в Португалии – 58%. В США и Великобритании вероятность фиксации значительно ниже – 5-20%.
При этом основной причиной жёсткости номинальных заработных плат является добровольное решение фирм, а не указания «сверху».
Автор исследования объясняет это высокой инфляцией в стране, которая дает возможность уменьшать реальные зарплаты, не прибегая к сокращению номинальных и, тем самым, снижать издержки. При этом фирмы не портят отношений с профсоюзами и своими работниками.
Существует гипотеза, что при сокращении оплаты труда в России производительность падает гораздо больше, чем при аналогичной ситуации в других странах, добавил Ларин.
Снижение зарплаты приводит к увольнениям
Вероятность «жёсткой» зарплаты уменьшается с ростом размера фирмы и, при прочих равных, оказывается ниже для отраслей с тарифными соглашениями между работодателями и профсоюзам, выяснил Александр Ларин. В сфере торговли и финансов, где влияние профсоюзов слабее всего, в некоторых случаях жесткость зарплат оказывается даже выше, чем в других сферах деятельности, подверженных влиянию профсоюзов. Данный нонсенс автор исследования объясняет высокой мобильностью нерегулируемых профсоюзами отраслей. Работодатели не снижают зарплату, если боятся потерять работников.
Что же касается связи жесткости зарплат с размерами фирм, то большая жесткость зарплат в маленьких фирмах также объясняется большей мобильностью их работников и изначально меньшей зарплатой. «Если сравнить фирмы с численностью работников до 10 человек и с численностью работников от 11 до 100 человек, то у последних вероятность жесткой зарплаты ниже на 10%», – отметил докладчик.
По мнению Ларина, невмешательство профсоюзов в зарплатную политику компаний объясняется тем, что они больше заботятся о занятости в целом. А занятость, в свою очередь, является альтернативой снижению заработной платы.