Путин остаётся

В своих действиях российское правительство придерживается чёткой и тщательно взвешенной стратегии, хотя в публичном поле она и не озвучивается. Заключается эта стратегия в том, чтобы позволить рублю продолжить падение и в среднесрочной перспективе принять все болезненные экономические последствия в качестве «меньшего из двух зол».

Слабый рубль позволяет спасти бюджетные доходы и обеспечивает мягкий стимул для местных производителей. Таким образом, страна может пережить кризис (но лишается притока новых инвестиций и экономического роста) и остаться в более-менее удовлетворительном состоянии после выхода из кризиса. Правительство же сможет избежать критического усиления протестных настроений и сохранить поддержку большинства населения. Кремль старается свести к минимуму расходы своих резервов и, по возможности, спасти рейтинг инвестиционного уровня страны. Такая стратегия российской власти представляется гораздо более разумной, чем спустить все резервы, пока цена на нефть остаётся низкой.

Резервы

На последней пресс-конференции президент Путин ясно дал понять, что он выступает против того, чтобы центробанк продолжал тратить резервы страны для стабилизации национальной валюты. Я полагаю, что это правильная стратегия, учитывая природу текущего кризиса. Законодатели думы продолжают призывать к отставке главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, выступая за более активные меры по поддержке рубля. Это популистская краткосрочная мера, неудивительная на фоне сообщений о массово отменяемых новогодних заграничных поездках, цены на которые моментально стали недоступными и о безумном потребительском буме, сметающем с полок магазинов всё подряд. Россия права в своём решении не растрачивать ценные ресурсы в настоящий момент, поскольку это было бы бессмысленным расточительством, а через полгода кризис может усугубиться ещё больше.

На настоящий момент, за период стремительного падения рубля центробанк России потратил почти 90 миллиардов своих резервов. К середине декабря российская валюта потеряла 84 процента против американского доллара, и 60 процентов против евро. Ключевым фактором здесь является нефть. Пока цена на баррель падает, будет падать и рубль, вне зависимости от того, какие меры принимает центробанк и сколько денег он тратит.

С первого октября рубль упал на 50 процентов, в то время как цена на сырую нефть марки Urals снизилась на 45 процентов. Главные для России задачи сейчас — это не потерять рейтинг инвестиционного класса страны, без которого будет крайне сложно вернуть иностранных инвесторов после выхода из кризиса, а также сохранить как можно больше денег в казне, чтобы избежать опасности банковского кризиса или риска дефолта в том случае, если санкции не будут сняты к 2016 году.

Одним компенсирующим фактором является то, что слабый рубль при отсутствии высоких доходов за продажу нефти поддерживает бюджет и может, к примеру, позволить правительству поднять пенсии и зарплаты работникам бюджетной сферы в 2015 году. Также нынешняя ситуация может подтолкнуть развитие промышленного сектора российской экономики.

Отечественные товары будут дешевле, чем импортные, цена на которые постоянно растёт. Последние четыре месяца мы уже наблюдаем за сдвигом в продовольственном секторе. Потребность в замещении импортных продуктов привела к росту внутреннего производства на 3,5 процента в этом году, что позволило восполнить образовавшийся после введения продовольственного эмбарго недостаток практически полностью.

Защита рублёвых бюджетных доходов также означает, что правительство будет в состоянии повысить пенсии пенсионерам и большинству работников бюджетной сферы. Это более 20 процентов всего населения страны, плюс находящиеся на их иждивении члены семьи.

На последней пресс-конференции президент Путин подтвердил, что пенсии будут расти в 2015 вровень с инфляцией, как, скорее всего, и зарплаты бюджетников. Это было бы невозможно, если бы все силы были брошены на поддержку курса рубля против американского доллара, а бюджет остался бы в 2015 году с огромным дефицитом.

Политика

Пенсионеры и работники бюджетной сферы по-прежнему остаются крепкой основой поддержки президента Путина. Обещанные повышения зарплат и пенсий, компенсирующие инфляционные потери, позволят людям пережить сложные времена. А также они послужат надёжной защитой для личного рейтинга Путина. Возможно, этот рейтинг будет ниже, чем сегодня, но в долгосрочной перспективе он не упадёт ниже планки в 60 процентов. В этой ситуации говорить о шатком положении российского лидера не приходится.

Конечно, в Москве будут звучать громкие призывы к отставке властей (а также в Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах). Число оппозиционеров в ближайшие полгода будет расти одновременно с ухудшением экономической ситуации, главный удар от которого примет на себя средний класс.

Также логично предположить, что некоторые олигархи и бизнес-лидеры будут очень недовольны текущей ситуацией и наметившимися в стране трендами. В большинстве других стран этого было бы вполне достаточно, чтобы под членами правительства и даже под президентом зашатались кресла, однако в России реализация этого сценария в обозримом будущем вряд ли вероятна.

Популярность президента Путина среди большинства российского населения очень высока, и причины тому очень просты: люди ещё не забыли хаос, разгул преступности и бедность, которые царили в стране в допутинский период.  Они видели, насколько малозначимым стало место России в мире и как мало было надежды на благополучное будущее. Первые результаты правления Путина стали ощутимы в 1998 и 1999 годах.

Да, улучшение экономики и уровня жизни людей в огромной степени произошло благодаря трём триллионам долларов, вырученным за углеводороды с 2000 года. Но при этом именно Путин ассоциируется у россиян с переменами к лучшему и восстановлением гордости за свою страну.

В своём выступлении Путин подчеркнул, что кризис — это всего лишь временное явление, хотя он и может продлиться два года. Но затем восстановление роста произойдёт неизбежно.

Это ключевое высказывание российского лидера, поскольку он явно намерен остаться в Кремле до мая 2024 (хотя и не говорит об этом публично). Именно поэтому он сделает всё возможное, чтобы защитить свой традиционный электорат от экономических потрясений. Благодаря свободному падению рубля это вполне возможно осуществить.

Автор: Крис Уифер — один из наиболее авторитетных международных экспертов по вопросам экономики России и стран СНГ, работал главным стратегом в Сбербанка CIB и финансовой корпорации Уралсиб.