В 2013 чилийский суд постановил, что канадская Barrick Gold Corporation, крупнейшая в мире фирма по добыче золота, не может продолжить работу в своём карьере Паскуа Лама, пока не сможет гарантировать, что не загрязнит воду вниз по течению или не нанесёт ущерб соседним ледникам. Компания в конечном счете приостановила проект, списав $5 миллиардов. На этой неделе они сказали, что вели переговоры с Zijin Mining, китайской госкомпанией, о партнёрстве, если разработка когда-нибудь начнётся снова.
Вода — её дефицит, качество и регулирующие нормативные акты — становятся новой корпоративной головной болью. В ходе опроса CDP, исследовательской фирмы работающей для институциональных инвесторов, выяснилось, что почти в 2/3 крупнейших в мире перечисленных компаний ответственность за решение проблем водоснабжения лежит на уровне правления. Всё больше число боссов говорят, что вода сейчас, или скоро, начнёт сдерживать рост их фирм.
Дефицит влияет не только на тех, которые используют миллионы галлонов в производственных процессах (например шахтёры), или чьи продукты сделаны из воды (пиво и производители безалкогольных напитков). Это также влияет на тех, чьи потребляемые мощности зависят от этого вещества (пищевые компании) и, косвенно, почти на все фирмы, которые ведут бизнес в странах, испытывающих дефицит воды, в том числе Китай.
Согласно опросу CDP — отосланному 2200 компаниям — две трети респондентов считают, что риски связанные с водой могут привести к существенным изменениям в их бизнесе, в основном в течение трех лет. Для примера Diageo, производитель алкогольных напитков, сказали, что рост ее деятельности в Найроби, скорее всего, будет ограничен в течение пяти лет из-за растущего там дефицита.
Но не многие фирмы делают детальную оценку таких рисков. General Motors говорит, что требует чтобы все поставщики их компонентов репортировали о водных рисках, которым они подвергаются. Но 60% респондентов опроса CDP не исследуют свои цепочки поставок. Каждый год Lafarge, французский производитель цемента, проводит оценку рисков речных бассейнов в районах, где они работают. Но только 25% компаний производят оценку на уровне бассейнов рек.
Реакции компаний на проблемы тоже были неоднородными. Diageo говорят, что это сократило общее использование воды почти на 1 млн кубометров в текущем финансовом году. Unilever, компания потребительских товаров, — говорит ее заводы будут использовать в 2020 году столько же воды, сколько они использовали в 2008 году, несмотря на высокие прогнозы выпуска.
Но такие цели, как эти, редкость. Двумя из отраслей, в которых фирмы наиболее подвержены существенному рискам связанным с водой, являются нефтегазовая отрасль и электроэнергетика (с более чем 80% респондентов, сообщивших это в каждом случае). Однако только 14% коммунальных и энергетических компаний говорят, что у них есть цели сократить потребление воды. Многие компании серьезно отнеслись к данному вопросу, но это трудно сделать вывод, который делают большинство. Половина фирм, к которым CDP отправили анкеты, даже не удосужились ответить.
Вода — это растущая проблема бизнеса