Санкции выводят огромные объёмы торговых и финансовых потоков из сферы действия традиционных сетей, ослабляя западный контроль над этими потоками.
Западные санкции дают непредвиденный эффект.
Они ускоряют рождение параллельной экономической системы, в которой страны, не являющиеся западными союзниками, могут действовать без угроз санкционных ограничений. Свободная от западного контроля, такая альтернативная платформа выстраивается удивительно быстрыми темпами.
Для начала стоит отметить, что западные компании широко представлены на российском рынке. Напротив, Россия в первую очередь экспортирует сырьевые товары, такие как нефть, газ, металлы и минералы, пользующиеся большим спросом – особенно со стороны ненасытных рынков Азии. Итог: в то время как западные потребительские товары и инвестиционные продукты могут быть заменены продукцией азиатских производителей, российские сырьевые товары – это источник жизненной силы для экономик и Европы, и Азии.
Движение вокруг SWIFT
Продвижение к незападному миру быстрее всего происходит в области финансов. Это и неудивительно, потому что финансовые потоки легче перенаправить – и заместить – чем, скажем отгрузку угля или нефтяные танкеры.
Среди десятков санкций, направленных против России, самая экстремальная была предложена Великобританией, которая надавила на лидеров ЕС, чтобы запретить России доступ к системе банковских международных расчётов SWIFT. Имея штаб-квартиру в Бельгии, SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) – это сами артерии финансового мира.
Ограничение на использование Россией системы SWIFT, без сомнения, нарушило бы финансовую и коммерческую деятельность в стране, однако, по словам Ричарда Рейда из шотландского Университета Данди, в долгосрочной перспективе это может обернуться негативными последствиями. «Большие объёмы потока российских международных платежей будут перенаправлены по каналам, которые гораздо труднее отслеживать и регулировать и, таким образом, они будут находится вне санкций в любой будущий момент времени», – заявил он «Bloomberg News».
Хотя канцлер Германии Ангела Меркель резко отвергла британское предложение как слишком экстремальное, осадок остался. Сейчас Москве совершенно ясно, что «близнецы-злодеи» США-Великобритания не успокоятся на символических санкциях, а реально готовы разрушить её экономику. Предвидя этот удар по самому уязвимому месту в своей финансовой сфере, Россия вынуждена была в июле разработать закон о создании отечественного аналога системы SWIFT.
Санкции также подчеркнули синергию между Россией и Китаем. «Вести-Финанс» заявили, что санкции, нацеленные на ограничение доступа России к финансам почти не будут иметь смысла, поскольку российские компании найдут необходимые деньги в Китае. А китайцы стремятся повысить влияние юаня и превратить его в мировую резервную валюту.
Дедолларизация
Переход к параллельной платёжной системе происходит в связке с отказом от американского доллара, на который опирается вся американская экономика – и гегемония. Статус доллара как резервной валюты обусловлен тем, что он – единственная валюта, принятая на нефтяном рынке, вот почему его называют также нефтедолларом.
Всё может измениться, поскольку Россия и другие развивающиеся державы планируют сбросить нефтедоллар и лишить доллар статуса резервной валюты. Но так как доминирование доллара в торговле нефтью настолько огромно, потребуется кто-то по-настоящему великий для его свержения.
Этот игрок-тяжеловес – «Газпром». «Коммерсант» сообщает, что эта российская нефтяная компания начала отгрузку нефти с арктических месторождений, причём за танкеры, которые будут прибывать в порты Европы, платить должны будут в рублях. Кроме того, Газпром будет поставлять нефть по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), принимая оплату в китайских юанях.
Финансовый портал «Zero Hedge» пишет: «Россия активно продвигает планы поймать американский доллар в зеркало заднего вида и заменить его бездолларовой системой – другими словами, де-долларизированным миром».
Цитируя «Голос России» «Zero Hedge» сообщает, что министр финансов страны готов дать зелёный свет плану радикального повышения роли рубля в экспортных операциях при сокращении доли долларовых транзакций.
Как отмечает «Zero Hedge», «Чем дальше Запад будет противостоять России, чем больше будет накладывать на неё санкций, тем больше Россия будет уходить от системы торговли, основанной на доминировании доллара, в ту, где она встретится с Китаем и Индией».
Стоит упомянуть, что газовый контракт сибирского масштаба в 400 миллиардов долларов с Китаем, по поводу которого Москва и Берлин торговались более 10 лет – в мае 2014 года наконец был подписан, и подтолкнули это западные санкции.
Военные: слабость в коленках
Признак нехватки стратегического мышления во Франции и Германии – в том, что они так легко прогнулись перед американо-британским картелем, пойдя на нарушение контрактов, уже подписанных с Россией. Не говоря уже о штрафах, разрыв контракта гарантирует настороженность других покупателей.
Если Германия и Франция планируют отпугнуть других покупателей своих вооружений, тогда они делают как раз то, что надо. Но посмотрим на это с другой стороны: может быть, это именно то, что входит в совместные планы США и Великобритании – привлечь разочарованных покупателей.
В рамках модернизации своей армии Россия заказала «Рейнметаллу» строительство современного военного учебного центра. Однако под давлением со стороны США Германия разорвала контракт на 134 миллиона долларов. «Strategy Page» пишет, что Россия может обратиться к Китаю, чтобы получить готовый учебный центр, технологии которого приобрёл – или, скорее, украл – Китай и построил свой собственный.
«Растущий список санкций против России ударил по российской оборонной промышленности особенно болезненно, потому что новые российские вооружения зависят от западных поставщиков некоторых необходимых высокотехнологичных компонентов, – пишет «Strategy Page». – Китай этим пользуется, подтверждая, что стал крупнейшим производителем высококачественных электронных и механических комплектующих и, вероятно, в состоянии заменить западных поставщиков, недоступных в настоящее время из-за санкций. Хотя Россия и не покупает большого количество иностранного оружия, она на самом деле закупает множество высокотехнологичных комплектующих (особенно электроники) на Западе. Многое из этой номенклатуры является продукцией двойного назначения, которую производят также Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Китай поддерживает Россию (действия на Украине) и враждебно относится к санкциям (под которыми он находится несколько десятилетий). Пекин убеждён, что он может заменить достаточно поставщиков в Россию, чтобы делать около 1 миллиарда долларов в год на дополнительном бизнесе для китайских фирм».
Точно так же наблюдает и Индия – со смесью насмешки и тревоги – за низкопоклонством Франции перед США и спусканием в унитаз её 1.6-миллиардной сделки с Россией на постройку «Мистралей». Франция была надёжным поставщиком качественных боевых систем и никогда не разрывала сделок с Индией. Однако это было в прошлом, когда Франция отказалась от НАТО. Сейчас, когда Франция синхронизирует свою политику с вашингтонскими милитаристами, индийским военным следует быть осторожнее по отношению к технологиям «Сделано во Франции».
Для Запада — куда ни кинь…
Пока США и ЕС шарятся в темноте, среди стран-союзников России наблюдается значительная активность. Подобно движениям, подталкиваемые рынком (экспортёры продовольствия рвутся заполнить полки российских супермаркетов), происходят стратегические подвижки. Например, США и ЕС обладают монополией на широкофюзеляжные самолёты, а также доминируют в категории среднегабаритных. Санкции – как раз тот толчок, который требуется для ускорения создания новых совместных проектов в авиации, особенно между Россией и Китаем в создании широкофюзеляжного лайнера, а также между Россией и Индией в создании среднегабаритных авиалайнеров.
Концепция «Мир без Запада» (World Without the West ) впервые была озвучена американскими учёными Стивеном Уэбером, Наажнина Барма и Эли Ратнер таким образом:
«Преимущественно углубляя связи между собой и тем самым относительно ослабляя нити, привязывающие их к международной системе, центром которой является Запад, растущие державы строят альтернативную систему международной политики, чья конечная точка – как отсутствие как конфликтов, так и ассимиляции Западом».
Так и происходит – не играя по правилам системы, построенной Западом, они создают альтернативный миропорядок, не вступая в конфликтные ситуации с Западом и не вступая в подчинённые союзы с ним (как те, что предлагаются Южной Корее и Японии).
Пройдут годы, и жители Запада с печалью будут вспоминать санкции как поворотный пункт, который вёл к миру без Запада.