Египет — от зерновой житницы к крупнейшему импортеру зерна.
Египет, когда-то бывший зерновой житницей империй, в конце ХХ — начале ХХI вв. оказался крупнейшим импортером зерна в Северной Африке. Самая многонаселенная страна арабского мира зависела от импорта продовольствия, главным образом, пшеницы. Рост импорта пшеницы в стране происходил на протяжении последних 50 лет, вместе с ростом населения (с 2000 г. население страны увеличилось на 20%) и широким переходом крестьян на производство более доходных технических культур, таких как хлопок.
Трудно упрекнуть власти Египта в том, что они были плохо подготовлены к продовольственному кризису 2007-08 гг. Наоборот, были приняты комплексные меры для того, чтобы население минимально пострадало от скачков цен на мировом рынке. Значительная часть населения страны имела возможность получать субсидированный хлеб, государство работало над проектами, которые бы позволили Египту решить проблему нехватки некоторых продуктов питания (например, ирригационные проекты на Юге и на Синае, повышение урожайности почв и т.д. ).
Более того, египтян при всем желании нельзя было отнести к голодающей нации: по потреблению калорий на душу населения Египет находится на первом месте в Африке. Египет полностью обеспечивал себя картофелем, рисом, яйцом, куриным мясом, бобовыми и т.д. А картофель, рис, лук и цитрусовые даже экспортировались за пределы Египта (в том числе, в Россию). Однако, серьезной проблемой была зависимость Египта от импорта пшеницы, из которой пекли хлеб, являющийся ключевым продуктом в продовольственной корзине египтянина. Еще в 2010 г. египтяне представили амбициозный план развития сельского хозяйства, который предполагал к 2020 г. обеспечение страны собственной пшеницей на 70%. Но накануне «Арабской весны» все еще свыше половины необходимого количества пшеницы Египет продолжал закупать на внешнем рынке.
Серьезные испытания
Началом серьезных испытаний для Египта можно считать скачок цен на продовольствие в 2008 г., который вызвал народные волнения в десятке государств мира, включая Египет. Исходя из графика (Рис. 3), демонстрирующего состояние Индекса цен на продовольственные товары, составленного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), можно увидеть, насколько беспрецедентным был скачок цен в 2008 и 2010 гг. в сравнении с прошлыми годами.
Субсидированный хлеб смягчил удар от роста цен на продовольствие, но цены на продукты все равно выросли, что особенно сказалось на состоянии тех людей, которые тратили большую часть своих денег на питание. Благодаря субсидированному хлебу египтяне не оказались перед угрозой голода, но резкое увеличение расходов на питание породило психологический эффект, значение которого на самом деле было достаточно велико. Дошло до того, что весной 2008 г. в Египте были зафиксированы «хлебные» бунты (но не «голодные»).
Несмотря на форс-мажорную ситуацию, хлеба в Египте было достаточно, но система субсидирования, прежде казавшаяся эффективной, не справилась с ситуацией. Субсидированная мука направлялась в 17.500 пекарен по всей стране, но резкий рост цен на несубсидированный хлеб привел к тому, что недобросовестные пекари часть муки, закупленной по 13 ег. фунтов, продавали на черном рынке по 150 фунтов, вместо того чтобы выпекать субсидируемый хлеб. В итоге властям пришлось задействовать армию, а точнее — военные пекарни, чтобы обеспечить население дешевым хлебом.
Хотя египетское руководство и попыталось принять необходимые усилия для разрешения кризиса, «хлебные бунты» нанесли существенный удар по престижу власти. Весной 2008 г. впервые были сожжены портреты Х. Мубарака, который в глазах возмущенных людей был ответственным за сложившуюся ситуацию. Тогда же весной 2008 г. и было создано молодежное «Движение 6 апреля», которое сыграет важную роль в событиях египетской революции почти три года спустя. После проблемного 2008 г. египетское руководство увеличивает объемы субсидирования, осуществляются крупные закупки зерна. Однако в 2010 г. опять происходит резкий рост цен на зерно: за 8 месяцев цены на пшеницу выросли вдвое. Волнений из-за повышений цен на хлеб удалось избежать, но вина снова легла на Мубарака и его окружение.
Справедлива точка зрения, что изъяны политической и экономической системы наиболее ярко проявляются в моменты кризисов. Более того, в кризисные периоды даже небольшие недостатки в восприятии недовольных могут превратиться в страшные пороки. И все же при всех недостатках режима Мубарака, большинство исследователей отмечают, что за десятилетия его нахождения во власти египетский ВВП вырос в 4,5 раза. При этом, значительная часть населения была обеспечена субсидированным дешевым хлебом. Но стоило ценам взлететь вверх, а системе распределения дать сбой, как режиму вспомнили все его действительно имевшиеся грехи и пороки.