Эмпирической базой исследования потребления алкоголя в России стали данные Российского индекса целевых групп за 2000—2010 годы. Эта база собирается компанией Synovate Comcon ежегодно с 1995 года на основе масштабного анкетного опроса жителей городов России с населением более 100 тысяч человек и содержит данные о потреблении товаров и услуг, о медиапредпочтениях и стиле жизни, о социально-демографических характеристиках семьи в целом и отдельных её членов. В исследовании использовались методы корреляционного и кластерного анализа, а также анализа соответствий, которые позволили отследить изменение структуры потребления во времени и взаимосвязь между потреблением отдельных напитков и принадлежностью респондента к социальным группам, определяемым его полом, возрастом, образованием, доходом и социальным классом.
Больше денег – больше алкоголя
Авторы исследования выяснили: за десять лет – с 2000 по 2010 годы – доля потребителей алкогольных напитков среди городского населения старше 16 лет упала с 78 до 70,5%, их число уменьшилось на 2 млн человек (с 42,3 до 40,3 млн). Сокращение доли пьющих сильнее затронуло мужчин: за анализируемый период она упала среди них почти на 11 процентных пунктов, тогда как среди женщин – только на 5 процентных пунктов.
При этом женщины существенно сократили потребление водки и пива: с 53% до 29% и с 60% до 48% соответственно.
Различия в структуре потребления алкогольных напитков имеют прямую зависимость в России от характеристики социальных групп, прежде всего, гендерных, возрастных и образовательно-доходных.
Вероятность употребления каких-либо алкогольных напитков линейно возрастает с ростом уровня образования и душевого дохода (за исключением наименее обеспеченной группы). Причем с возрастом доля потребителей алкоголя сначала возрастает, а затем падает. Максимальная доля потребителей алкоголя – в возрасте 35-44 года. В возрасте 16-19 лет пьющих девушек оказалось больше (51%), чем юношей (46%), однако уже в следующем возрастном интервале (20-25 лет) мужчины опережают женщин.
Проанализировав предпочтения россиян, Рощина и Мартыненко определили: пиво, водка и другие крепкие напитки характерны для потребителей-мужчин, а вино, шампанское и ликёры – для женщин. Классовые различия также находят своё отражение, прежде всего, в видах выбираемых напитков. Успешные и обеспеченные граждане более склонны к потреблению вина, шампанского, коньяка, виски и таких более экзотических напитков, как ром и текила.
Объём потребления не является для алкоголя индикатором роскоши. Наоборот, пиво и водку, которые потребляются всеми классами, больше пьют менее образованные и более бедные.
Семья толкает к бутылке
Проведенное исследование показало: доля пьющих выше среди людей, проживающих в городах с численностью больше 1 млн человек; состоящих в браке (в том числе незарегистрированном); имеющих работу (тип труда – умственный или физический – незначим); в домохозяйствах без детей или с детьми до пяти лет. «Видимо, более низкая доля пьющих в семьях, где есть дети 10-18 лет, может объясняться желанием родителей не стимулировать их к началу употребления спиртного», – предполагают Мартыненко и Рощина.
Среди женатых мужчин доля потребителей алкоголя – 80,2%, тогда как для мужчин одиноких она равна 67,9%. Для женщин такие различия характерны в меньшей степени: разница долей потребления среди замужних и тех, кто незамужем, составляет всего 5% (68,5% и 63,3% соответственно). «Однако коэффициенты корреляции показывают наличие хотя и слабой, но значимой зависимости: одинокие женщины в несколько меньшей степени склонны к потреблению алкоголя, чем замужние», – отмечается в статье.
Из городов-миллионников самая низкая доля трезвенников в Санкт-Петербурге (22%). Неожиданным оказалось, что среди украинцев и особенно белорусов потребителей алкоголя больше (75 и 80% соответственно), чем среди русских (70,6%), а среди татар – практически столько же (69,5%), как среди русских. «Это противоречит предположению о том, что мусульманство является препятствием для потребления алкоголя», – обращают внимание авторы статьи.
Доля тех, кто пьёт, более велика среди представителей высшего и среднего классов (около 74%), а самая маленькая — в низшем классе (60%).
Алкоголь несет смысловую нагрузку
«Структура потребления различных алкогольных напитков подтверждает гипотезу о том, что они часто выступают как индикаторы принадлежности к определённой статусной позиции, связанной с обладанием определённым уровнем культурного и экономического капитала, а также профессиональным статусом. Можно сказать, что российские потребители алкоголя пока не выглядят как люди общества постмодерна, для которых характерны мозаичность и фрагментарность стиля жизни», – подчеркивают авторы статьи.
Мало того, данные исследования позволяют говорить о значимом влиянии типа труда на выбор алкогольных напитков. Так, среди работников физического труда по сравнению с теми, кто занят умственным трудом, выше доля тех, кто потребляет пиво (74,4 против 60,8%), водку и горькие настойки (52,5 против 39,8%). Наоборот, среди работников умственного труда больше доля потребителей шампанского (44,5 против 29,4%), вина (47,9 против 28,8%) и коньяка (25,2 против 14,9%).
«Это также говорит о том, что определённые виды алкогольных напитков связаны со статусными различиями потребителей и несут смысловую нагрузку, выступая как «официальные» и «неофициальные», – отмечается в статье. – Как и в Австрии, в России шампанское позиционируется как формальный и «разъединяющий» напиток, а водка и пиво – как неформальные, потребляемые в кругу друзей и укрепляющие социальные связи».