Блат в России

Роль блата в становлении рыночной экономики

Процессы политической и экономической либерализации, на­чавшиеся в 1985 году, привели к радикальным изменениям в Рос­сии: были разрушены не только партийная и государственная ин­ституциональная система и органы регионального управления, оказались под ударом и повседневные практики, включая взаимо­действия в первичных группах, дружеское общение и личные свя­зи. Политические и экономические реформы 90-х, и, так называе­мая,   «шоковая терапия», увенчавшаяся децентрализацией планиро­вания, устранением государственного ценообразования и привати­зацией общественной собственности, привели к еще более глубо­ким социальным изменениям. Такие изменения оказали серьезное воздействие на преобразование блата. Аналитически можно выде­лить, однако, две стадии взаимного влияния: во-первых, вклад блата в претворение рыночных реформ; а во-вторых, роль рынка в разрушении сред распространения блата. Остановимся на первом.

Первая волна российских предпринимателей, которая появилась в период 1988—1991, когда впервые была разрешена организация кооперативов, коммерческой и финансовой деятельности и т.д. , во многом обязана блату.

"Многие пытали счастья, но только те, у кого было то, что тогда называлось блатом, оказались успешливы. В отличие от второй вол­ны предпринимателей, сформировавшейся из высших эшелонов со­ветской бюрократии или номенклатуры, капитал, аккумули­рованный блатниками, не был связан ни с производством, ни с соб­ственностью."

Как источник нового предпринимательства, блат имел двойное значение. Во-первых, знакомства и связи предоставляли доступ к общественным ресурсам, которые вовлекались в частный бизнес на льготных условиях; во-вторых, практические навыки установ­ления и поддержания контактов, изобретательность в обхождении бюрократических препятствий и улаживании проблемных ситуа­ций, уже имеющиеся контакты и заделы доверия, стали абсолют­но незаменимы в сложном процессе становления рыночной сфе­ры.

Данные исследования 1991—1992 годов показали, что личные контакты сыграли решающую роль в развитии малого бизнеса. Поскольку организация собственных предприятий была непри­вычным для большинства делом, помощь, информация, совет, распространяемые по личным каналам, и наличие необходимых контактов стали необходимым условием создания собственного бизнеса. По свидетельству первых бизнесменов, оформление и прохождение документов на регистрацию фирмы, как правило, осуществлялось с помощью друзей и знакомых. Даже когда появи­лась платная услуга по подготовке и оформлению регистрацион­ных документов, неформальные контакты не потеряли своей зна­чимости. Последние гарантировали надежность информации и проверенность рекомендаций. Многие респонденты отмечали, что бизнес был обречен на зависимость от неформальных контактов и связей, поскольку не развита контрактная система, нет эффектив­ных механизмов контроля, санкционирования и разрешения кон­фликтных ситуаций. Таким образом, неформальные отношения и личное доверие в начальной стадии развития бизнеса становились гарантией.

Еще один важный момент, упоминаемый многими — преодоле­ние административных и финансовых трудностей, а таких трудно­стей неисчислимое множество, начиная с регистрации, поиска по­мещения и открытия банковского счета и кончая поиском допол­нительных кредитных средств и финансовой отчетностью.

Подсдача государственными учреждениями помещений частным фирмам, часто на льготных условиях, означала наличие нефор­мальных отношений сторон и инициацию отношений «взаимопомощи» между арендодателем и арендатором, который зачастую являлся сотрудником того же самого учреждения или другом-знакомым-родственником руководства. Административные навыки и личные связи, наработанные в годы расцвета блата, сыг­рали на руку «активным» членам общества. Особенно необходи­мым было использование контактов для получения информации: об изменении налогообложения, о партнерах и банках, о возмож­ностях и специфике рынка. На более продвинутой стадии бизнеса связи в местной администрации, милиции, налоговой полиции, на транспорте и в таможне назывались решающими.

Бизнесмены — респонденты моего исследования — приводили множество примеров, позволяющих понять роль блата в этом от­ношении. Владелец фирмы и магазина дорогой одежды пояснил, что:

«В большой степени успех начатого бизнеса зависел от наслед­ства, которое досталось тому или иному предпринимателю от со­ветского времени. Связи, возможно, были не таким большим на­следством, как власть или деньги, но и не маленьким. Те, кто на­чал бизнес в конце 80-х — скажем, выпускники экономического университета моего факультета — все были умные, примерно оди­наковые. И еще раз подтвердилось то, что реально мог вырасти только тот, у кого были связи, родственники, родители, которые помогли с возможностью иметь наличку в необходимый момент и в необходимых объемах, которой у других не было. Профессорские, генеральские дети, они и раньше не смешивались с обычными сту­дентами, и с этим же кругом знакомств они вошли в бизнес. А по­скольку у нас кроме головы ничего не было, то все и оказались на одном уровне. Кому-то лучше, кому-то чуть хуже. Даже у самых успешливых — примерно так же, хотя кто-то начинал на компь­ютерном буме, то есть раньше других, а кроме этого у него род­ственник был в Казахстане на государственном предприятии, от­куда он брал деньги. Большие деньги он вкладывал в спекуляцию компьютерами, и объемы были большие. Ведь так или иначе весь бизнес начинался со спекуляции.»

А.В.Леденева, «ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ БЛАТА В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ», «Мир России», 1997г., №2