Докладная записка наркома внутренних дел БССР Б.Д. Бермана Н.И. Ежову
Направляю Вам докладную записку о ликвидации последствий вредительства в сельском хозяйстве БССР.
Основные моменты в этой записке заключаются в следующем:
1. На 1 января 1938 г. в БССР коллективизировано 685 095 дворов, или 87,6%.
2. В 1937 г. вступило в колхозы — 27 912 хозяйств, вышло из колхозов — 15 459 хозяйств, исключено по разным причинам — 4066 хозяйств. Таким образом, за весь 1937 г. колхозы увеличились всего на 9387 хозяйств.
3. По данным 5919 годовых отчетов, в 1937 г. средняя выдача на один трудодень составляет: зерновых — 1 кг 708 г; деньгами — 35 коп. По ряду колхозов доход еще ниже, например, колхоз им. Войкова — 0,331кг, колхоз «Активный» — 0,380 кг, колхоз «Ударник»: зерновых — 0,92 кг, картофеля — 5 кг, денег — 10 коп.; колхоз «Зорька»: зерновых — 0,4 кг, картофеля — 0,4 кг и денег — 5 коп. и ряд других колхозов.
4. На протяжении ряда лет враги сознательно фиктивно увеличивали посевные площади БССР. Так получается, что в 1929 г. посевная площадь составляла 3 491 700 га, в 1932 г. — 3983 тыс. га. Массовые жалобы на неправильное и фиктивное увеличение посевных площадей и боязнь врагов быть разоблаченными заставили их пойти на сокращение посевных площадей. С 1935 г. посевные площади были показаны: в 1935 г. — 3 836 500 га, в 1936 г. — 3 709 500 га, в 1937 г. — 3 514 800 га. То есть в 1937 г. дошли до уровня посевных площадей 1929 г.
5. Почти ни в одном хозяйстве Белоруссии нет правильных севооборотов. Наркомзем БССР и его новый руководитель — нарком Шишков, который был рекомендован ЦК КП(б)Б известным Мезисом, по меньшей мере, никуда не годится, никакого улучшения работы Наркомзема БССР нет, и оставлять Шишкова во главе Наркомзема БССР — значит допустить повторение вредительских дел прошлого руководства. Во главе Наркомзема должен стать, безусловно, проверенный и хорошо знающий это дело человек. Здесь вместо Шишкова ищут наркомзема-белоруса. Тянется это дело довольно долго. Почему нельзя во главе Наркомзема поставить нашего человека, понимающего дело, хотя бы и русского по национальности, если не могут найти подходящего человека здесь, на месте? Колхозники и крестьяне Белоруссии от предыдущих наркомземов, хотя они и были «белорусами» по национальности, но врагами, потеряли очень многое. Наркомзем Белоруссии — один из самых важных наркоматов здесь. Считаю, что этот вопрос затягивать ни в коем случае нельзя и, если местные организации до сих пор не могут найти преданного и толкового наркома, надо прислать работника из Москвы или другого края.
6. Конское поголовье в колхозах Белоруссии в 1937 г., главным образом, рабочие лошади, уменьшилось. На 1 января 1937 г. было лошадей: в колхозах — 545 695 голов, приплод — 40 946 голов. На 1 января 1938 г. лошадей в колхозах имеется — 522 015 голов, т.е. в колхозах БССР, по сравнению с 1 января 1937 г., уменьшилось количество лошадей на 23 680 голов, а если учесть приплод 1937 г., то уменьшение составляет 64 626 голов. Причины: пало лошадей 2—3 лет — 4900 голов, пало рабочих лошадей — 38 300 голов, продано единоличникам — 5500 голов.
7. Особое внимание обращаю на то, что наряду с уменьшением конского поголовья в колхозах наблюдается рост конского поголовья у единоличников, а также рост конского поголовья в единоличном пользовании колхозников. По плану 1937 г. у единоличников должно быть 44 250 лошадей, имеется же 55 500 лошадей, т.е. увеличение — 11 250 лошадей. В единоличном пользовании колхозников имеется 1914 лошадей.
Совершенно очевидно, что это является прямым нарушением устава с/х артели, что это не укрепляет, а, наоборот, дезорганизует, разлагает колхозы, что это способствует выходу из колхозов и что те из колхозников, которые приобретают в личное пользование лошадей, готовятся в момент войны поляков и немцев против СССР, а некоторые и раньше, выйти из колхозов. Этому способствует необычайная антисоветская агитация враждебных элементов в деревне, которая идет, главным образом, по линии угрозы войны поляков и немцев против СССР, что эта война обязательно кончится победой поляков и немцев, что поляки обязательно займут БССР и что все, кто останется в колхозах, поляками будет уничтожаться, расстреливаться.
Мне кажется, что борьба судебных органов с такого рода антисоветской агитацией, в которой пропагандируется сила и мощь поляков, которая сеет пропольские настроения и пораженчество, явно недостаточна. К решению этих вопросов в судах подходят формально, а не по существу. В судах важно, что это квалифицируется как обычная антисоветская агитация. Считаю, что наряду с развертыванием доподлинной политической работы в селе, надо дать директиву судам об усилении репрессий за такого рода агитацию в пользу поляков. Укрепляя колхозы, надо беспощадно карать за агитацию в пользу польского фашизма.
8. В записке Вы найдете указания на целый ряд колхозов, которые вовсе не имеют лошадей или имеют единицы лошадей. Вообще же я должен сказать, как общее правило, конь в колхозах Белоруссии безнадзорен, за него, как правило, никто не отвечает, и отношение к лошадям в колхозах БССР нередко прямо варварское.
9. В БССР имеется значительный отход крупного рогатого скота, в результате чего за 1937 г. крупный рогатый скот уменьшился на 58 400 голов. Заболевание рогатого скота бруцеллезом по республике не уменьшается, наоборот, в отдельных районах очаги заболеваний распространяются. В БССР имеется 589 точек, пораженных инфекционной анемией. В ряде хозяйств убито анемийных лошадей — 3189; вывезено из БССР анемийных лошадей — 4042. Ветеринарное управление Наркомзема БССР работу по борьбе с инфекционными заболеваниями ведет плохо. Районы ветеринарными работниками укомплектованы плохо. Так, на 20 марта 1938 г. имеется недокомплект: участковых зоотехников — 148; зоотехников разной специальности — 97; инспекторов-зоотехников — 20; старших зоотехников — 4; зоотехников-кролиководов — 8; всего — 277 чел.
10. Не лучше обстоит дело в БССР с кормовой базой, с осушением заболоченных мест, на что государством затрачиваются колоссальные средства. С тракторным и машинным парком. С ремонтом тракторов и машин.
11. Копия этой записки, а также наши материалы о ходе посевной кампании в БССР, которые посланы в IV Отдел ГУГБ, мною до пленума ЦК КП(б)Б были переданы секретарям ЦК Волкову и Левицкому и председателю СНК БССР Ковалеву. Многие из этих вопросов были поставлены на пленуме ЦК КП(б)Б. 26 марта с.г. Волков и Ковалев вызывались на заседание Экономсовета по вопросу о мясопоставках по БССР, так как план мясопоставок по БССР выполнен в первом квартале с.г. всего на 25%. В решении ЦК ВКП(б) и СНК Союза по этому вопросу сказано, что такое отношение к государственным обязательствам «опасно с точки зрения внесения политического разложения в колхозы и в работу партийных и советских организаций».
К вопросам выполнения государственных обязательств здесь относились сугубо формально — никто за этим делом, по существу, не следил и этим делом не руководил. Если раньше враги действовали путем незаконных обложений крестьян, колхозников и единоличников и разоряли их, применяя самые возмутительные методы, то теперь наши люди в районах шарахнулись в другую сторону и вообще не требуют выполнения государственных обязательств. Все это в районах, в селе создает антигосударственные настроения. Враги широко пользуются этим, подогревают и организуют эти антигосударственные настроения.
Указания ЦК ВКП(б) и СНК Союза об опасности внесения политического разложения в колхозы и в работу партийных и советских организаций необходимо отнести также и к такому факту, как приобретение лошадей колхозниками в единоличное пользование, что, если не принять немедленных же мер, приведет к еще большему упадку дисциплины и разложению в колхозах и создаст совершенно реальную угрозу выхода этих колхозников из колхозов.
Нарком внутренних дел БССР комиссар госбезопасности 3 ранга Берман