Усердные брови насупив,
Еврей, озаряемый улицей,
Извечно хлопочет о супе,
В котором становится курицей*
Майдан, как и следовало ожидать, дал эффект присутствия в наиболее беспокойных из еврейских сердец. Обсуждать, сочувствовать и, что еще горше, активно участвовать евреи бросились, очертя свои буйные головы. Есть такой зверь, енот-полоскун, так вот он полощет все, до чего в состоянии дотянуться, включая кусочки сахара. Потом долго и вдумчиво рассматривает пустые ладони и, рассмотрев, начинает голосить, чувствуя себя обманутым в лучших чувствах. Как это так — он к сахару со всей душой (хоть сахар его ни о чем таком и не просил), а сахар вон что! А где же взаимность? А наш народный зверь, еврей-хлопотун, вечно лезет к окружающим народам способствовать в том, о чем его совсем не просят и что (и это куда важнее!) его совершенно никак не касается. А потом начинаются искренние удивления — а где же сахар, а как же взаимность? Нет, не будет и быть не могло.
Кто сейчас помнит еврея по имени Илья Кричевский? Это тот самый мальчик, один из трех, что бросился под российские танки в Москве в августе 91-го. Как вы думаете, что доброго сказали мне о нем те из россиян, у которых я поинтересовалась мнением на этот счет? Причем опрос был очень выборочным, можно сказать, ангажированным, строго среди российских либералов, многие из них — ветераны, можно сказать, того самого противостояния (чем не российский майдан?). Ну, грустно об этом говорить, но иначе, как «жидком» парня никто из либералов в привате не назвал. С соответствующе пренебрежительным отношением к его поступку. Спектр тона комментариев был неширок — от «ему-то чего туда соваться было» до «вечно они везде лезут». Причем российские либералы еврейского происхождения в этом плане изо всех сил старались не отстать от исконно-русских. Не приятно, но, согласитесь, предсказуемо.
Собственно, вся наша галутная история — это история таких вот кричевских. Искренних, сопереживающих, старающихся помочь, порой сражающихся и даже погибающих — и неизменно удостаивающих «жидка».
Местные хлопотуны уже отметились организацией и проведением митинга солидарности возле посольства Украины в Тель-Авиве, сподобились похвалы — к ним вышел посол и виртуально потрепал хлопотунов по щечке. На фотографиях, появившихся по следам хлопот в местных СМИ, хлопотуны сияют. Им кажется, что он делают большое и важное дело и сами, в целом, тоже большие и важные. Фейсбучные и прочие социально-сетевые хлопотуны уже окончательно изошли на нервы и лозунги типа «Украина, мы с тобой», «За нашу и вашу свободу» и прочие абсолютно бессмысленные вскрики. Вы хоть представляете себе, что сделает с евреем украинец, дай ему полную свободу с ним что-то сделать? Не знаете, так ознакомьтесь с совместной украино-еврейской историей — там много поучительного для каждого хлопотуна. Популярный израильский новостной сайт в спешном порядке провел блиц-ревизию своих новостных текстов и заголовков и срочно заменил «на Украине» на «в Украине», остается только пожалеть, что еще не изобретен смайлик, символизирующий шарканье ножкой, а то им могли сопроводить изменения.
Сразу скажу — я не противник, равно как, и не сторонник украинской свободы. Честно говоря, мне абсолютно все равно, поскольку с Украиной меня не связывает ничто вообще. Хочет Украина в Европу — спрашивайте мнения Европы, а не моего, и, уж тем более, не лезьте с советами. Хочет Украина ближе к России — да на здоровье, мнение России по этому поводу уже изложено — грубовато, возможно, зато абсолютно недвусмысленно. Да и, если уж совсем между нами, Украина сама в свое время прибежала под защиту России, просясь в верноподданство. Что уж тут скрывать — совсем окраинным (украинным) землям худо стало, с одной стороны турки, с другой — ляхи. Вот и прибились под крылышко. Сорвались было в свободное плаванье в буйные октябрьские революционные годы — ан опять страшно стало — те же поляки, немцы... Вернулись к «старшей сестричке» под двуглаво-орлиное крыло, приобретшее форму серпа с молотом. В лихих 90-х щедрый российский царь Борис широким жестом зачерпнул для Украины суверенитета. Не будучи злопамятным, добродушно позволял красть верный процент газа из российского экспорта в Европу. Путин, кстати, которого сейчас так костерят любители свободы из сопредельного государства, тоже многое Украине прощал, да тот же газ хотя бы. Так, дорогие мои евреи, скажите мне, почему мы вдруг стали считать, что столь неблагодарно себя ведущая с собственными благодетелями страна вдруг станет благодарна евреям за наши дурацкие хлопоты?
Не то, чтобы я так любила пророчествовать, но тут и любить не надо — все до боли ясно и предсказуемо. Знаете, чем дело кончится? Скорей всего, Договор о свободной торговле Европа и Украина (страшно гордая своим непослушанием) таки подпишут. Об интеграции забудьте, до нее еще надо дорасти. Но украинскую промышленность (ту, что еще осталась) скрутят европейцы на корню, вместе с рабочими местами. Европейцам украинские рабочие места не нужны — им нужны безработные квалифицированные украинцы на своих рабочих местах, на которых ни местные, ни пришлые из мусульман работать не хотят, потому как грязно и дешево. Европейским фермерам нужны безропотные рынки сбыта — посмотрите на былую славу Латвии, ее мясо-молочную промышленность (точнее, на ее призрак), на ее фермеров, разоренных подчистую и в пожизненной кабале у банков — кредиты-то чем отдавать? А нечем! Смеялись, когда зерно в Россию везли — теперь посмеемся над завозом сала на Украину. И тогда Кличко, о котором сейчас говорят «лидер оппозиции», скажут «жид». Ну, а кто не спрятался из наших на Украине — я не виновата, я предупреждала.
Скажу честно и грустно — таких «майданников» разных наций, краев и республик, что сейчас бегают в мелких лидерах оппозиции по Майдану, видала я пачками за годы работы в Отделе европейской интеграции, на всем протяжении постсоветского пространства, от Сербии до Грузии. И, при всем разнообразии интеллектов, амбиций, оттенков кожи и волос, а также характеров, общим всегда было одно — повстречав такого оппозиционера спустя несколько лет, я видела тоскливый непонимающий взгляд (вместо прежнего горящего и самоуверенного) и шепот: — Г-споди, что ж мы наделали-то?! Но местных и американских евреев все поминали лихом, тем не менее, дружно.
Евреи, сядьте уже! На зрительские места, коли любопытно. Если нет — у каждого из нас полным-полно своих мест и своих дел. Но ни в советники, ни, тем более, в участники нас никто не звал. И никогда не позовет. И слава Б-гу, между прочим!
* И.Губерман