До сих пор одним из немногих специфических преимуществ российского варианта капитализма была низкая безработица. Такая ситуация стала возможна не только из-за демографического кризиса, переживаемого нашей страной, но в первую очередь из-за крайне низкой заработной платы во многих отраслях и нищенских пособий по безработице. Поскольку выжить на пособие в принципе невозможно, люди готовы соглашаться на зарплату, которая лишь незначительно выше пособия. Большое число людей вообще не регистрируется на бирже труда, не видя в этом особого смысла (порой регистрируются в службе занятости как раз те люди, которые на самом деле трудятся неофициально или не собираются искать работу — они просто живут продуктами со своего огорода).
Нынешний кризис должен изменить ситуацию. Граждан России призывают смириться с высокой безработицей, доказывая, что полная занятость не только не должна быть целью государственной социальной политики, но и вовсе является злом. Массовые увольнения уже начинаются, и правительственные чиновники открыто сообщают нам, что ничего делать по этому поводу не собираются. Если раньше предпринимались хотя бы попытки спасать моногорода, поддерживать работающие там предприятия или создавать там альтернативную занятость, кредитуя социально-значимые инвестиционные проекты, то сейчас, если верить обещаниям премьера и его окружения, подобной практике придет конец. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев философски заметил, что острый кризис лучше, чем затяжная стагнация. Так что предотвращать кризис или бороться с ним нет особой необходимости, всё идет естественным путем. Выкарабкиваться из кризиса россияне должны будут самостоятельно, без помощи государства. Им предлагают массово менять профессию, работу и даже место жительства, кочуя по стране в поисках пропитания.
Мало того, что, пропагандируя увеличение безработицы как часть перехода к “нормальной экономике”, правительственные чиновники даже не заикаются о повышении пособий, они идут дальше, призывая лишить часть граждан страны права на бесплатную медицинскую помощь. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин возмущен тем, что из бюджета “перечисляются деньги в фонд обязательного медстрахования за неработающих людей”. Министр уверен, что надо всех проверять, и только те, кто докажет отсутствие “левых” доходов, получит право лечиться. Вопрос о том, насколько такой подход соответствует всё ещё действующей Конституции РФ, даже не пришел в голову чиновнику. Как и вопрос о том, во что обошлась бы государству такая тотальная проверка.
Предлагаемая правительством “корректировка” ситуации поразительным образом позволяет соединить в одно целое негативные черты западноевропейского и отечественного капитализма. Из западноевропейской модели мы берем высокую безработицу, а из отечественной — низкий уровень пособий и заработной платы.