К сожалению, все условия, начиная от мирового финансового кризиса и до уязвленного национального самолюбия из-за развала СССР, проявились и в современной России. Повинуясь законам истории, не мог не возникнуть и проект «маленького человека», выхваченного, что называется из толпы.
Примеры появления таких людей в российской политике были, но им, судя по логике их политической деятельности, реальная власть не интересовала. Тот подход, который демонстрирует Алексей Навальный и его команда на выборах московского мэра, говорит как раз о «заточенности» на власть.
Отметим, что высокий уровень цинизма «штабистов», их игра на негативных эмоциях горожан, демотивационные усилия в адрес политических противников (это поставлено на «широкую ногу») очень схожи, на наш взгляд, с действиями германских «коллег» в конце 1920-х — начале 1930-х годов.
Если в Германии пропаганда велась в пивных, то сегодня она идет в Интернете, так сказать, в «интеллектуальной пивной», ну, или, по крайней мере, в московской сети кофеен «Жан-Жак». В Германии вязали на рукав символ протеста против «импотентной» власти, у российских «несистемных» оппозиционеров также есть свои отличительные знаки — белые ленты.
Интересно, что, вопреки логике поступательного политического развития, Навальный резко сокращает количество симпатизирующих ему представителей истеблишмента — взамен, он ищет широкой поддержки в социальных слоях, для которых термин «власть» является ругательным. Демонстративный разрыв связей с официальными политическими группами имеет прямые исторические аналогии с Германией.
Ранее и, особенно, сегодня российскому обществу, благодаря усилиям либералов, прямо навязывается комплекс экономической и политической неполноценности, притом, что, на самом деле, страна демонстрирует пусть небольшой, но устойчивый рост и в экономике, и в социальном плане. На фоне гигантских бюджетных долгов и рецессии в т.н. «развитых странах», ситуация в России, в общем, выглядит неплохо.
К националистическим мотивам в идеологеме Навального примешивается презрение к национальному общественному укладу, а миражи западного благополучия безоговорочно и без всяких поправок принимаются как эталон лучшей жизни. Подогретые на этом огне эмоций страсти затуманивают сознание и разрушают иммунную систему социума, который, таким образом, подготавливается к особому пришествию. В результате, «черное» объявляется «белым», а «белое» — «черным» и в этих условиях тотальной дезориентации делаются попытки объявить о приходе политического «мессии».
Обещание это, правда — недорого стоит, так как спасутся отнюдь не все: в мировой истории еще не было подобного прецедента.
Зачем «западнику» Навальному, учившемуся в Йеле, национализм? Он, как политик, зародился в националистической среде, пострадал за эти взгляды (был изгнан из «Яблока»), отошел от них, будучи на госслужбе, но вновь вернулся. Скорее всего, сделано это специально, ведь на данном этапе требуется резко увеличить свою привлекательность для электората, а запрос на решение проблем национальной идентичности в обществе действительно большой.
Антикоррупционными изысканиями едва ли привлечешь людей, готовых строить за тебя баррикады, а вот националисты — народ эмоциональный и легкий на подъем.
«Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции