Китай и Африка – торговые отношения
Характерная особенность присутствия Китая в Африке – его коммерческая активность и торговля с регионом растут быстрее объемов помощи, направляемых на развитие. Так, если в 1990—1992 гг. официальная помощь составляла 20-21% от торговли между Африкой и Китаем, то в 2004—2005 гг. она составляла только 3-4 %.
Торговля – одно их важнейших направлений коммерческой деятельности. Ее объем начал расти с начала 21 века. В 2001—2006 гг. африканский экспорт в Китай рос ежегодно на 40% и с 4,8 млрд долл. достиг 28,8 млрд долл. В этот же период африканский импорт из Китая увеличился в 4 раза до 26,7 млрд долл. С 2009 г. товарооборот характеризуется отрицательным торговым балансом африканско-китайской торговли – Африка импортирует на 20,1 млрд долл. больше, чем поставляет в Китай. Основная часть поставок из Африки в Китай приходится на страны к югу от Сахары. 62% экспорта в 2006 г. составили нефть и газ, на минеральные продукты и металлы пришлось 13%. В 2011 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки с оборотом 166,3 млрд долл.
Взамен страны Африки покупают китайские промышленные товары (45% импорта) и транспортное оборудование (31%). Рост экспорта товаров из Африки стимулировался торговой политикой Китая. Так, в 2005—2006 гг. китайское правительство приняло специальное соглашение по снятию тарифных ограничений для 440 видов товаров из Африки. Данная мера стимулировала рост экспорта товаров из Африки в Китай на 88% за год.
В 1970—1980-х гг. Китай реализовывал инфраструктурные проекты в регионе, проекты здравоохранения, оказывал техническую помощь, предоставлял стипендии на обучение в КНР. Во многом эта деятельность имела политические цели – не допустить признания независимости Тайваня странами данного региона. Теперь же одно из главных преимуществ китайской помощи – она подчеркнуто не обставляется никакими политическими условиями. Это в глазах африканских режимов делает ее особенно привлекательной по сравнению с помощью от стран ОЭСР. С их стороны помощь может обставляться требованиячми по соблюдению прав человека, экологическими требованиями и т.п.
Китай и ОЭСР
Потоки официального финансирования развития развивающихся стран (ОФР, Оfficial development finance – ODF) делятся на:
- Официальная помощь развития (Official development assistance – ODA). Она включает официальные потоки на концессионных условиях с содержанием грант-элемента в размере не менее 25%.
- Другие официальные потоки в целях развития (оther Оfficial development finance – other ODF). В данных средствах преобладает рефинансирование займов и капитализация процентов по соглашениям со странами членами Парижского клуба о реструктуризации долгов стран-заемщиков.
В отличие от стран-членов ОЭСР, чьи потоки ODA в Африку гораздо выше ODF, Китай осуществляет финансирование региона преимущественно через второй инструмент. Часть потоков попадает под определение ODA, но с другой стороны содержит ряд характеристик прямых иностранных инвестиций (Табл. 1). Данные потоки включают кредиты с нулевой ставкой и концессионные кредиты с фиксированной или низкой ставкой процента. В 2008 г. Китаем в качестве ODA в Африку было направлено 1,2 млрд долл. Для сравнения – Мировой Банк направил 4,1 млрд, США – 7,2 млрд, Франция – 3,4 млрд.
Другие официальные потоки в целях развития состоят из преференциальных экспортных кредитов и коммерческих кредитов китайских банков. С их помощью финансируются стипендии китайского правительства африканским студентам (5500 студентов в год), китайские врачи и медицинский персонал, строительство стадионов, правительственных зданий, телекоммуникационных сетей и других объектов инфраструктуры, техническая помощь в секторах сельского хозяйства и др. Фокус финансовой помощи из Китая на общественно значимых объектах отличает ее от направления потоков из стран ОЭСР. Китайская помощь часто имеет бόльшую ценность для стран-реципиентов по сравнению с ее денежным размером. Во-первых, помощь предоставляется относительно быстро и просто, без экономических, социальных и природоохранных условий и мер и бюрократических процедур, характерных для помощи стран-доноров ОЭСР. Во-вторых, Китай часто претворяет в жизнь проекты в тех странах, областях и секторах, которые развитые страны стараются избегать в силу различных, чаще политических, причин.